Литература и театр

 В художественной литературе начало XIX в. было, по словам Белинского, "карамзинским периодом". Сентиментализм Карамзина и его последователей пробудил интерес к "естественному" человеку, его душевным переживаниям, внутреннему миру. Карамзин - "писатель с нежным сердцем" обращался к читателю "с нежной душой".
В творчестве В. А. Жуковского (1783-1852) ярко проявились черты романтизма - главного направления в русской литературе первых десятилетий XIX в. Для романтизма характерен отказ от просветительского понимания истории как прогресса и противопоставление идеального образа сильной, свободной личности ее окружению. Элегии, 'баллады и поэмы Жуковского, пронизанные меланхолией и романтической таинственностью, наполнены размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбы. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским.
Одним из талантливейших поэтов этой эпохи был К. Н. Батюшков (1787-1855), стоявший у истоков русского романтизма. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в заграничных походах. От "легкой поэзии", воспевающей радости жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни. Он создал воспринятые другими поэтами образы "железного века" и "черного человека".
Известность А. С. Грибоедову (1795-1829) принесла прежде всего его комедия "Горе от ума". Созданная в 1822-1823 гг., она была запрещена цензурой и распространялась только в списках. Это произведение стало одним из первых образцов реализма русской драматургии.
Особенной популярностью пользовались у читающей российской публики романтические повести Н. А. Полевого, А. А. Бестужева (Марлинского), В. Ф. Одоевского, исторические романы М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова. В поэзии выделяются авторы так называемой пушкински плеяды: Е.А- Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, Н. М. Языков.
Ведущее место в литературе второй четверти XIX в. принадлежит трем величайшим гениям русской культуры: А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Н. В. Гоголю.
А. С. Пушкин (1799-1837) - гениальный русский поэт, прозаик и драматург, историк и публицист, завершил становление в русской литературе нового направления - реализма. Ему принадлежит заслуга создания современного литературного языка, основанного на живой разговорной образной речи. В своем многогранном творчестве, он дал высочайшие образцы литературы всех жанров.
Через несколько дней после смерти Пушкина стихотворение "Смерть поэта" принесло известность М. Ю. Лермонтову (1814-1841). К 1837 г. он уже был автором более 300 стихотворений, 20 поэм, б драм, но почти ничего не публиковал. Возвратившись из действующей армии на Кавказе, куда он был отправлен за стихотворение "Смерть поэта", Лермонтов публикует "Бородино", "Тамбовскую казначейшу", пишет "Демона", "Мцыри" и многое другое. В 1840 г. выходит его роман "Герой нашего времени". В том же году Лермонтова вновь переводят на Кавказ, где 15 июля 1841 г. он погибает на дуэли.
В 1831-1832 гг. русская публика познакомилась с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и сразу признала их автора Н. В. Гоголя (1809-1852) одним из ведущих писателей. В середине 30-х гг. Появляются "Петербургские повести", комедия "Ревизор", а в 1842 г. увидела свет "национальная поэма" "Мертвые души".
Непосредственными продолжателями гоголевской традиции стали писатели так называемой "натуральной школы": И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Д. В. Григорович.
Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. Шумным успехом пользовались трагедии В. А. Озерова (1769-1816), написанные на исторические сюжеты и отличавшиеся политической актуальностью ("Ярополк и Олег", "Дмитрий Донской" и др.). Очень популярны были пьесы И. А. Крылова (1769-1844) и А. А. Шаховского (1777-1846), высмеивавшие нравы дворянского общества. В 1809 г. появился первый сборник басен Крылова.
На столичной театральной сиене выступали И. А. Дмитриевский, А. С. Яковлев, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, Е. С. Семенова. В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, в 1825 г. "" Большой театр оперы и балета. Крепостные театры появляются в провинции, зачастую заменяя отсутствующие профессиональные театры. Широкую известность получил открытый в 1815 г. в Орле общедоступный крепостной театр графа Каменского, крепостной театр Гладкова в Пензе.
Центрами театральной жизни 20-50-х гг. были Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге (с 1832-г.). Постепенно расширялся театральный репертуар. В 1831 г. был поставлен спектакль "Горе от ума" А. С. Грибоедова, в 1836 г. - "Ревизор", затем "Женитьба", "Игроки" Н. В. Гоголя, пьесы Островского. На сцене появились замечательные актеры В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, А. Е. Мартынов.

Другие записи

10.06.2016. Наука
Для русской науки начало XIX в. стало периодом подготовки кадров, накопления знаний, знакомства с европейскими достижениями, расширения научной терминологии.                 -Большую роль в развитии науки…
10.06.2016. Образование
 В начале XIX в. была перестроена система народного образования. В основу преобразований легло принятое в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на шесть…