Образование

 В начале XIX в. была перестроена система народного образования. В основу преобразований легло принятое в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на шесть учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковноприходские училища, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Содержание училищ возлагалось на городские органы управления, помещиков и государственных крестьян. Предполагалось установить преемственность в системе получения образования. Но в 1804 г. последовал запрет принимать в гимназии детей крепостных.
В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет. В 1804 г. появились новые университеты в Казани, Харькове и Вильно. В апреле 1804 г. был открыт Педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. он был преобразован в университет). Университетский устав (1804) предоставил автономию российским университетам, они стали центрами подготовки педагогических кадров и методической работы в. учебном округе.
В 1811 г. в Царском Селе по инициативе М. М. Сперанского было открыто привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворян - лицей. Среди его первых выпускников были А. С. Пушкин, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, В. К. Кюхельбекер и др. Лицеи появились в Ярославле, Нежине, Одессе.
В период аракчеевщины сфера образования подверглась гонениям. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения; к нему перешли от Синода все дела по вероисповеданиям, за исключением духовного суда. Возглавивший министерство обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын - "просвещения губитель", по характеристике А. С. Пушкина," - предложил Александру I закрыть все университеты, кроме Московского. Император дал указание их не закрыть, а "исправить", положив в основу образования религиозные принципы. В ходе "исправления" увольнялись "неблагонадежные" и "неблагонамеренные" профессора, изымались "вредные" книги, из преподавания изгонялся "гибельный материализм", учреждались богословские кафедры, принимались меры к повышению дисциплины студентов.
В николаевскую эпоху усилился правительственный контроль над образованием. "Не должно слишком торопитьея.с просвещением, - писал А. X. Бенкендорф, - чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти". Устав учебных заведений 1828 г. усиливал принцип сословности в образовании: крестьяне не допускались выше уездных училищ. Вместе с тем постоянно росла потребность в распространении грамотности. С 30-х гг. различные ведомства открывали свои начальные школы и к 50-м гг. таких школ существовало уже около 30 тыс. с количеством учащихся около 450 тыс. человек.
В период усиления николаевской реакции министром народного просвещения стал автор так называемой теории "официальной народности" С. С. Уваров, возглавлявший это ведомство в 1833-1849 гг. В 1832 г. он предложил основать воспитание юношества на трех "истинно русских охранительных" началах - православии, самодержавии, народности. Теория Уварова понравилась Николаю I тем, что обещала избавить Россию от потрясений благодаря господствующему в ней самобытному порядку вещей, неведомому Европе. Противопоставление России и Запада, идея о "чужеземной заразе", проникшей в Отечество, появились в первых же николаевских манифестах. Тем более актуально эта мысль прозвучала после революции во Франции 1830 г. и польского восстания 1830- 1831 гг. Формулой Уварова руководствовались цензура, карательные органы, официозная пресса, "благонадежные" ученые и литераторы.
В 1835 г. университеты получили новый устав, который лишил их автономии, поставив в зависимость от попечителей учебных округов. Учебные программы были сокращены, значительно повышена плата за обучение. После 1848 г. светским профессорам было запрещено преподавать философию, численность студентов строго ограничивалась.
Вместе с тем значительное внимание уделялось развитию технического образования. В 20-40-е гг. были открыты Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище (затем МВТУ - МГТУ), Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров. Строительный и Межевой институты в Москве. В реальных классах, открытых при гимназиях и уездных училищах, изучали технические и коммерческие предметы, в университетах читали публичные лекции по химии, технологии и т. п. Подготовка специалистов велась в Медико-хирургической академии и Главном педагогическом институте в Петербурге, Лазаревском институте восточных языков в Москве, в духовных, военных училищах и академиях.