Литература и искусство

 Ведущим направлением в художественной литературе второй половины XIX в. стал критический реализм. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России - эти и другие проблемы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н, Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского. Тема народной жизни пронизывала творчество Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создавали поэты А. А. Фет и Ф. И. Тютчев. В 80-90-е гг. усиливается социальная и философская направленность творчества патриарха русской литературы Л. Н. Толстого (роман "Воскресение", повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", пьеса "Власть тьмы" и др.). В полную силу разворачивается талант гениального беллетриста и драматурга А. П. Чехова ("Скучная история", "Дуэль", "Палата № 6"). Широкую известность приобретают произведения В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Г. И. Успенского. В начале 90-х гг. вступает в литературу А. М. Горький. Реализм, который нашел отражение в творчестве этих писателей, был не единственным направлением в русской литературе. Традиции русского романтизма продолжают поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский. Начинает оформляться русский символизм (Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус).
В театральном искусстве утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А. Н. Островского. Ведущую роль в его развитии играл московский Малый театр, на сцене которого выступали талантливые актеры, современники и ученики Щепкина - П. М. Садовский, С. В. Шумский, а с 70-х гг. - выдающаяся русская актриса М. Н. Ермолова. Другим важнейшим центром театральной культуры оставался петербургский Александрийский театр, добившийся заметных успехов, несмотря на тяготевшее над ним (благодаря столичному положению театра) пристальное внимание властей. В его труппе выдвинулся целый ряд замечательных актеров - В. В. Самойлов, К. А. Варламов, Н. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдов. В конце 70-х гг. началась театральная деятельность К. С. Станиславского. Наряду с главными драматическими театрами страны - Малым и Александрийским возникает множество провинциальных театров - в Киеве, Одессе, Саратове, Казани, Иркутске и других городах. Театральный репертуар составляют пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, а также произведения, принадлежащие мировой классике - пьесы Шекспира, Мольера, Шиллера и Гюго.
В пореформенный период огромных успехов достигла в России музыкальная культура. Заложенный М. И. Глинкой русский национальный стиль в музыке продолжает его ученик А. С. Даргомыжский и композиторы "Могучей кучки" - так назвал группу молодых композиторов  музыкальный критик В. В. Стасов. К их числу принадлежали А. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский,  позднее - А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Особое место в русской, да и в мировой музыкальной культуре занимает творчество П. И. Чайковского, который создал высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений, главной темой которых стала красота и поэзия человеческих чувств и переживаний, любовь к родной природе. "Кириллом и Мефодием" русского музыкального просвещения называли современники братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. По инициативе композитора и исполнителя А. Г. Рубинштейна в 1862 г. открылась первая русская консерватория в Петербурге, а в 1866 г. - Московская консерватория, душой которой был замечательный пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн. В 80-х - начале 90-х гг. появляется целая плеяда новых талантливых композиторов - С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, А. С. Аренский, В. С. Калинников.
Деятельность выдающихся русских композиторов оказала непосредственное влияние на подъем музыкального театра. Все большее место в репертуаре Большого и Мариинского театров занимали русские оперы и балеты. Огромную роль в возвышении балета как музыкального жанра сыграло творчество балетмейстеров М. И. Петипа и Л. И. Иванова. К 1893 г. относится начало выступлений на оперной сцене великого русского певца Ф. И. Шаляпина.
В изобразительном искусстве пореформенного периода также отмечается заметный подъем, принесший русскому искусству мировую славу. Виднейшим идеологом и организатором молодого поколения художников был И. Н. Крамской, а его теоретиком - В. В. Стасов. Новое направление, провозгласившее своими идеалами "реализм и национализм", "силу негодования и обличения", объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе произведений на мифологическую тему и демонстративно покинули стены академии. Они образовали Артель петербургских художников, которую в 1870 г. сменило "Товарищество передвижных художественных выставок". Участниками этих объединений были И. Н. Крамской, братья В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н..А. Ярошенко и др. В произведениях "передвижников", отразилась любовь к России, ее народу и истории. Среди 108 членов "Товарищества" и более 400 участников выставок (всего было устроено 48 выставок "передвижников") были мастера бытового жанра (Перов, Мясоедов, Маковский), крупнейшие пейзажисты (Куинджи, Саврасов, Васильев), баталист В. В. Верещагин, выдающийся представитель русской исторической живописи В. И. Суриков, в картинах которого народ предстает как действенная сила, богатая яркими хаоактерами и индивидуальностями. Расцвет русской живописи связан -е именем И. Е. Репина, стремившегося! запечатлеть сдау и духовную красоту народа ("Бурлак" на Волге", "Крестный ход в Курской губернии").-Его кисти .принадлежат также замечательные портреты современников - нетолько деятелей культуры (Мусоргского, Стрепетовой), но и политики (Победоносцева, Витте) и др.
Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграло создание первой национальной художественной галереи. С 1856 г. московский купец  П. М. Третьяков увлекся коллекционированием выдающихся произведений русского искусства. Его частное собрание, переданное в дар Москве в 1892 г., стало ядром одного из богатейших национальных музеев мира - Третьяковской галереи.
Значительный вклад в мировое искусство внесли русские скульпторы А. М. Опекушин (памятники А. С. Пушкину, К. М. Бэру и М. Ю. Лермонтову), М. О. Микешин (памятники "Тысячелетие России", Екатерине II, Богдану Хмельницкому), М. М. Антокольский (серия скульптурных исторических портретов).
В пореформенный период в городах России началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре начал формироваться "национальный стиль" в духе традиционного русского зодчества. Он наиболее ярко выразился в облике зданий Городской думы в Москве (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов - современный Торговый дом "ГУМ" (А. Н. Померанцев), дом Игумнова на Якиманке - ныне здание посольства Франции (Н. Поздеев). В постройке жилых домов в столичных и крупных губернских городах преобладал ренессансно-барочный стиль, отличавшийся богатством форм и отделка. Декоративные мотивы использовали в своих проектах архитекторы И. П. Ропет (И. Н. Петров), В. О. Шервуд - автор проекта здания Исторического музея.

Другие записи

10.06.2016. Наука и культура в годы Великой Отечественной войны
 Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся свершений в российской науке.Наиболее значительных успехов в этот период достигли представители естествознания. В особую область биологии выделяется…
10.06.2016. Реформы в сфере образования и просвещения
 Реформы народного образования, ставшего действительно народным, были неотъемлемой частью государственно-политических преобразований 1860-х гг. Особенностью этого периода являлось, широкое привлечение…