Культура в годы гражданской войны

После завоевания политической власти в России лидеры партии большевиков централизовали управление культурой, искусством и наукой. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению. Ее возглавил А. В. Луначарский,, обладавший ораторским талантом и литературным дарованием. Функции комиссии были определены в "Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской Республике", принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г. В соответствии с этим положением был окончательно сформирован Наркомат просвещения. При нем создается библиотечная группа (с февраля 1918 г. - отдел) для руководства библиотеками. На основе декретов СНК "Об охране библиотек и книгохранилищ" от 21 июня 1918г. и "О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вообще" (ноябрь 1918 г.) к началу 1920 г. была завершена работа по реквизиции и национализации библиотек, имущество которых передавалось в государственные научные и массовые библиотеки.
В конце декабря 1918г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет
национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными. В 1918 г. они по отношению к общему объему всей печатной продукции выпустили 38,4% названий книг, в 1919 г. - 70,4 и в 1920 г. - 92,4%.
В октябре 1917 г. организационно оформился создаваемый еще с весны Союз пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт). Среди его руководителей и теоретиков были А. А. Богданов, М. И. Калинин, П. И. Лебедев-Полянский и др. Они стремились создать особую пролетарскую культуру, отрицая культурное наследие прошлого. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовало до 400 тыс. человек, издавалось до 20 собственных журналов, в том числе "Горн", "Зарево заводов", "Пролетарская культура". С их идеями смыкалась теория так называемого "производственного искусства", выразителем которого являлись В. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков и др. Они отрицали преемственность культуры, идеологических функций и специфики станковых форм изобразительного искусства.
При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 г. был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и др. Деятельность отдела находилась под влиянием художников "левого" направления, сторонников создания художественной промышленности. В 1918-1920 гг., по неполным данным, состоялось, не считая персональных, 140 выставок. Художники В. М. Конашевич, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев и другие принимали активное участие в работе над иллюстрацией массовой народной библиотеки. Над портретами деятелей революции и творческой интеллигенции работали Н. А. Андреев, Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев. В пейзажной графике А. И. Кравченко, Н. И. Пискарева, В. Д. Фалилеева преобладали ассоциативные формы - мотивы будущих стихий. Реже создавались конкретные образы: ксилография "Броневик" Н. Н. Купреянова, линогравюра "Революционные войска" В. Д. Фалилеева. В живописи основное внимание уделялось пейзажам и натюрмортам.
12 апреля 1918 г. публикуется декрет СНК "О памятниках республики", предусматривавший "замену памятников царю и его слугам новыми, долженствующими ознаменовать великие дни Российской социалистической революции". В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918-1920 гг. было установлено около 40 новых памятников. . -
Важным орудием большевистской пропаганды явился политический плакат, для которого были характерны лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Активное участие в создании политического плаката принимали В. В. Маяковский, М. Черемных, В. Козлин-ский, В. В. Лебедев, В. Дени, Д. Моор и др.
Развивалось оформительское искусство, задачей которого было художественными средствами донести до масс идеи революции. Оно порою приобретало грандиозный размах, чему свидетельствует использование художником Н. И. Альтманом 20 тыс. метров ткани на закрытие Александровской колонны в Петрограде во время празднования первой годовщины революции. В праздничном оформлении городов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Н. Д. Колли, скульптор Л. В. Шервуд и др.
Большое внимание уделялось становлению советского музыкального искусства. В декрете СНК "О Московской и Петроградской консерваториях" от 12 июля 1918 г. впервые вводится понятие "государственное музыкальное строительство". В ведение государства передаются Большой и Мариинский театры, Придворный оркестр (Государственный симфонический), Синодальное училище, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. Под руководством Музыкального отдела Наркомпроса велась просветительская работа среди широких масс, однако значительные музыкальные произведения не были созданы. Главное внимание сосредоточивалось на песенном жанре, обработке народных и революционных мотивов, создании боевых маршей и песен военной тематики. В просветительской и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды. Среди них Б. В. Асафьев, С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. И. Шаляпин и др.
В области театрального искусства упор был сделан на открытие большого количества театров и различного рода студий. Только в Москве в 1918 г. действовало 45 профессиональных театров. С целью установления контроля за репертуаром .театров при Театральном отделении Наркомпроса в 1918 г. создается Репертуарная секция, в составе которой работали А; А. Блок, В. Э. Мейерхольд, К. И. Чуковский. 26 августа 1918 г. СНК принял декрет "Об объединении театрального дела", предусматривавший национализацию театра.
В 1918 г. в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, А. А. Блока, М. Горького, А. В. Луначарского был основан Большой драматический театр как театр героического репертуара. Его представителем и литературным руководителем стал А. А. Блок. Спектакли ставили режиссеры Н. Н. Арбатов, Р. В. Болеславский, А. Н. Лаврентьев, оформляли художники А. Н. Бенуа, А. В. Добужинский, В. А. Щуко. Музыку для театра писали композиторы Б. В. Асафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, В. Я. Софронов и др.
В пропагандистской работе видное место отводилось киноискусству. Совнарком своим декретом "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению" от 27 августа 1919 г. узаконил национализацию кинематографа. Его деятельность была направлена на создание кинохроники, агитфильмов и художественных картин, пропагандирующих коммунистические идеи. Всего в 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных и специальных кинолент. Среди них "Вскрытие мощей Сергия Радонежского", "Петроград на страже революции", "На Красном фронте" и др. Специфической формой распространения кинофильмов явились агитпароходы и агитпоезда. В 1918-1920 гг. Отдел агитпартпо-ездов ВЦИК организовал 20 рейсов, в которых участвовали пять агитпоездов и агитпароходов "Красная звезда". С 1920 г. контроль за киноискусством стал осуществлять Отдел агитации и пропаганды при ЦК РКП(б).
Руководство партии большевиков и советское правительство наряду с заботой о развитии культуры и искусства решительно боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые, агрономы, врачи, инженеры, литераторы и другие, всего около  200  человек.  Среди  них  Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.
Партийное и советское руководство РСФСР наряду с установлением контроля над развитием культуры и искусства централизовало и управление наукой. Российская академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, стоящих перед Советской республикой. В апреле СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические трудности, постепенно расширялась. В 1918-1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав академии научных институтов и высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты.
С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле - научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Н. П. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и профессоров (Н. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Н. Бах, И. М. Губкин и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов.
В составе НТО действовало 12 научно-исследовательских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений. Работники отдела организовали опытные производства, станции, проводили научно-техническую экспертизу, издавали журнал "Научно-технический вестник".
В годы гражданской войны свою деятельность продолжала Комиссия по изучению естественных производительных сил России, созданная при АН в 1915 г. В работе комиссии участвовали академики В. И. Вернадский, А. Н. Крылов, П. П. Лазарев, А. Е. Ферсман и др. По инициативе комиссии было создано до 20 специализированных отделов, на базе которых впоследствии развертывались институты, велись поиски полезных ископаемых, а разработки комиссии использовались при составлении плана ГОЭЛРО.
В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М.. Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.
Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фундаментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ. И. П. Павлов продолжал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер - разработку теории реактивных двигателей, Н; И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач теории вероятностей и математической статистики и др.

Другие записи

10.06.2016. Школы и просвещение в годы нэпа
 После гражданской войны перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования.…