Художественная культура в годы нэпа

Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра. Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, изгнание многих деятелей культуры, отсутствие материальных средств: красок, полотна, мрамора, бумаги не остановили развитие искусства, толчок которому был дан в начале века. Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений, принадлежавших разным направлениям.
Одна из влиятельных литературных групп "Серапионовы братья" (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.). Их привлекали поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени, эксперименты в области языка и стиля. Четкой эстетической платформы они не имели. Литературная группа "Перевал" (1923) была создана при журнале "Красная новь". В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Арт. Веселый, А. Караваева, А. Малышкин, П. Павленко. Теоретиком группы был А. Воронский. Члены группы выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма.
В начале 20-х гг. из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (В. Казин, Н. Полетаев, Ф. Гладков). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - наиболее массовое литературное объединение 20-х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Деятельность РАПП носила открыто классовый, пролетарский характер, на страницах его печатных органов ("На посту", "На литературном посту") велась кампания против непролетарских писателей, к которым относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова и других, называя их "попутчиками". Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.
Представители "Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) называли себя выразителями "умонастроений нашей переходной эпохи", проповедовали "советское западничество", ориентацию на американизированную технократию. В области поэзии упор делался на "математизацию" и "геометризацию" стиля. В другую литературную группу "Левый фронт искусств" (ЛЕФ, 1922) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков, С. Кирсанов, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий, концепции "литературы факта", отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.
В начале 20-х гг. в литературе лидировала поэзия, ввиду отсутствия бумаги распространилась форма "устной" поэзии (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко "История моего современника" (1921), А. Толстого "Хождение по мукам" (1921), В. Вересаева "В тупике" (1922), С. Сергеева-Ценского "Преображение" (1923). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А. Ремизов). Они продолжали работать в свойственной им манере, в соответствии со своими творческими принципами, оказывали сильное воздействие на молодых писателей. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план проблемой сюжета, формы и стиля. Многие писатели поэтому искали не столько героя времени, сколько приемы и способы "творческой хватки" самого времени: Б. Пильняк "Голый год" (1920), Э. Эренбург "Хулио Хуренито" (1921), Д. Трест "Тридцать трубок" (1923), В. Лидин "Мышиные будни" (1922), Ф. Гладков "Огненный конь" (1923). Во всех этих произведениях повествование отличалось разорванностью, фрагментарностью, отсутствовали главные герои, быстро, бегло, ярко чередовались различные картины.
В 1922-1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия сторон быта. Стали появляться книги интимного, детективно-авантюрного содержания. Появилась и социальная проза, концентрировавшаяся на морально-этических конфликтах, связанных с процессами общественных изменений, развитием нэпа: А. Тарасов-Родионов "Шоколад" (1922), Ю. Либединский "Неделя" (1922). Первой попыткой создать эпическое произведение о революционной эпохе, опирающееся на сюжетно слаженную историю отдельной человеческой судьбы, стал роман Вс. Иванова "Голубые пески" (1923). К середине 20-х гг. жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: М. Горький "Дело Артамоновых" (1925), А. Серафимович "Железный поток" (1924), Дм. Фурманов "Чапаев" (1923), Л. Леонов "Барсуки" (1924), К. Федин "Мятеж" (1925), А. Фадеев "Разгром" (1926), М. Булгаков "Белая гвардия" (1925), Ф. Гладков "Цемент" (1925) и др.
Наконец, широкое распространение в первой половине 20-х гг. получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах: В. Катаев "Остров Эрендорф" (1924), "Растратчики" (1926), Б. Лавренев "Крушение республики Итль" (1925), А. Толстой "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924),. А. Платонов "Город Градов" (1927), рассказы М. Зощенко.
Особое значение для развития литературы и искусства 20-х гг. имела резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925), положившая начало идеологизации литературы и искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве. Несмотря на то что в ней формально осуждались действия РАПП, призывалось к свободному соревнованию группировок и течений, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей-"попутчиков" на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлениями буржуазной идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на массового читателя.
Развитие изобразительного искусства также характеризовалось существованием и борьбой большого числа группировок и направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе "художественного документализма" и "героического реализма", имевшая большой успех у массового зрителя в силу демократизма сюжетов и традиционности выразительных средств. Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. Бродского, С. Малютина, Н. Касаткина, В. Мешкова, Г. Рижского, Е. Чепцова, К. Юбна). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве и к концу 20-х гг. благодаря поддержке властей стала практически полностью руководить художественной жизнью. Другое значительное объединение "Общество художников-станковистов" (ОСТ, 1925), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к эстетическому осмыслению современности, созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Д. Штеренберга, А. Лабаса, Ю. Пименова, П. Вильямса, А. Гончарова, А. Тышлера и др.).
Общество художников "4 искусство" (1924) сложилось из числа бывших членов объединений "Голубая роза", "Мир искусства". Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов группы (работы П. Кузнецова, В. Фаворского, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, А. Карева, Е. Бебутова, А. Остроумова-Лебедева, В. Мухиной, А. Щусева и др.). В 1927 г. возникло из числа бывших участников группы "Бубновый валет" "Общество московских живописцев", сохранившее приверженность "русскому сезаннизму" (работы Р. Фалька, И. Машкова, А. Лентулова, И. Грабаря). Самостоятельное место в русском авангарде занимал П. Филонов, вокруг которого в 20-х гг. образовалась особая школа (Н. Евграфов, С. Закликовская, П. Кондратьев, Т. Глебова, И. Суворов и др.), а в 1927 г. был официально утвержден коллектив "Мастера аналитического искусства".
Плодотворно работал также основатель супрематизма К. Малевич, ставший в 1924 г. директором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Институт художественной культуры в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского. Эти два объединения сближали поиски совершенной пластической формы, отвечающей возвышенной духовной идее, стремление теоретически осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику. В обоих институтах велась большая теоретическая работа как художниками, так и искусствоведами.
В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. Разрабатывались проекты различного типа зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны) и новые архитектурные формы. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основывающийся на так называемом производственном искусстве. В 1925 г. конструктивисты объединились в "Общество современных архитекторов" (ОСА), издавали журнал "Современная архитектура" во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве (1923), Дом акционерного общества "Аркос" (1924), здание газеты "Ленинградская правда" (1924), построенное здание Дворца культуры им. Лихачева, жилой дом на Новинском бульваре в Москве (1928-1930), проекты М. Гинзбурга и Ф. Милиниса. Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление - "рационалисты", которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К. Мельников (павильон СССР на международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.; клуб им. Русакова в Москве, 1927 г.).
В начале 20-х гг. продолжалась установка памятников, создаваемых в связи с планом монументальной пропаганды. Продолжалась разработка проектов генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского), Ленинграда (под руководством И. А. Фомина).
На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, А. Д. Попова, К. А. Марджанишвили, Г. П. Юра. На театральных сценах с огромным успехом продолжали выступать актеры старшего, дореволюционного поколения - М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина (Малый театр), И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, Н. П. Баталов, М. М. Яншин, Б. В. Щукин, Е. Н. Гоголева и др. Создавалось также множество новых театров и театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские театры.

Другие записи

10.06.2016. Культура в годы гражданской войны
После завоевания политической власти в России лидеры партии большевиков централизовали управление культурой, искусством и наукой. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению.…