Образование

С конца 20-х гг. в стране начинается борьба за преодоление массовой неграмотности. По инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. В 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". Вводилось повсеместное обязательное 4-летнее обучение детей, а также подростков, не получивших начального образования. Для идеологического обеспечения всеобуча в ряды "культармейцев" было мобилизовано около 1500 опытных партийных и комсомольских работников. В мае 1934 г. устанавливаются общие для всей страны виды общеобразовательных учреждений - 4-классная начальная школа, 7-классная неполная средняя и 10-классная полная школа. В результате принятых мер ситуация резко изменилась и если в 1926 г. 43% советских граждан в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными, то к 1939 г. процент грамотного населения СССР в возрасте старше 9 лет достиг 81,2. В начале 30-х гг. на базе старших классов общеобразовательной школы образуются техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 г. в школах вводятся новые программы обучения, включающие восстановленные предметы, - историю и географию, огромными тиражами издаются новые учебники, усиливается регламентация учебного процесса. К концу 30-х гг. около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. А в 1940 г. по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире.
Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период с 1928 по 1938 г. в 14 раз.
Серьезные успехи в годы первых пятилеток были достигнуты в области высшего образования. Необходимо было удовлетворить резко возросший в условиях форсированной индустриализации спрос на квалифицированных специалистов. К концу первой пятилетки число вузов в стране достигло 700, при этом большинство политехнических вузов создавалось на базе техникумов. Резко изменился состав студенческой аудитории, которая пополнилась за счет представителей рабоче-крестьянской молодежи. В результате принятых мер к концу 30-х гг. новая советская интеллигенция, подготовленная в вузах страны, составила до 90% от ее общей численности. Потребность в квалифицированных специалистах обнаружила значительный дефицит профессорско-преподавательского состава. Большое значение для организации вузовской науки имело постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. "Об ученых степенях и званиях". (Еще ранее, в 1925 г., в вузах была организована аспирантура.)

Другие записи

10.06.2016. Общие тенденции
В условиях форсированной индустриализации и насильственной коллективизации со второй половины 20-х гг. советское руководство рассматривало культуру как инструмент в классовой борьбе пролетариата за скорейшее…