Литература. Искусство

 Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике неосталинизма в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период "оттепели". Культура в СССР стала намного более открытой в отношении восприятия культурных достижений других стран и народов. В отечественной литературе и искусстве создавались подлинные шедевры художественного творчества, имевшие мировое значение. Кроме того, именно в сфере художественного освоения действительности формировалась духовная оппозиция закостенелой партийно-бюрократической системе. Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы на двух уровнях - официальном, признанном руководством страны, и неофициальном. Уже в 1966 г. Л. И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей - "очернительства" и "лакировки действительности". Но именно последнее - лакировка жизни в СССР стала официально поддерживаемой линией в развитии литературы и искусства. В художественных произведениях этого периода отчетливо возобладал отход от анализа наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого советского общества как неизменно успешное продвижение вперед, "от победы к победе", хотя и с трудностями, но всегда преодолеваемыми. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Такими "масштабными" произведениями были роман "Сибирь" Г. Маркова, киноэпопеи о Великой Отечественной войне "Освобождение" и "Солдаты свободы" Ю. Озерова. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами так называемой "производственной" тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве А. Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех ("Премия", "Протокол одного заседания" и др.).
Популярностью и признанием публики пользовались пьесы на историко-революционные темы ("Синие кони на красной траве", "Так победим!" М. Шатрова и др.), призывавшие вернуться к подлинным истокам ленинизма. Для регулирования "поступательного" развития художественного творчества широко практиковались чисто административные методы: художественные советы и комитеты, введение "госзаказа на производство" книг, фильмов, пьес, картин и т. д. Осуществлялось даже некое планирование художественного творчества, приуроченное к очередным юбилейным событиям и празднествам, широко отмечаемым в стране.
Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы этого времени стали произведения так называемых "деревенщиков" - писателей В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева и др. В их творчестве правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, сумевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испытания, верность нравственным традициям и силу народного духа. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режиссеру В. Шукшину. Военной поре были посвящены правдивые книги Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Большой резонанс в обществе вызывали произведения Ю. Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравственная несостоятельность городской интеллигенции.
В условиях жесткого цензурного контроля над печатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, накапливавшегося в среде оппозиционной интеллигенции.
Наряду с "официальным" творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Солженицына, В. Аксенова, А. Битова, . Искандера, В. Войновича, поэтов - И. Бродского, А. Галича, В. Высоцкого, художников - О. Целкова, М. Шемякина, скульпторов - В. Сидура, Э. Неизвестного, композиторов - А. Шнитке, Э. Артемьева, Э. Денисова, кинорежиссеров - А. Тарковского, К. Муратову, А. Германа, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанова, а также многих других. Их судьба складывалась по-разному, но подавляющее большинство этих выдающихся деятелей культуры оказались в вынужденной или добровольной эмиграции, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе; но имели огромный успех на Западе.

Другие записи

10.06.2016. Наука в годы застоя
 Развитие науки в СССР в середине 60-х - 80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как застой. За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских…
10.06.2016. Система образования
 В 60-70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало…