Система образования

 В 60-70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации.
Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технической революции вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодежи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. К 1987 г. она была уже свернута.
Уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостеневшая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения.
Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (в 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работало около 50% докторов наук). Тем не менее основные отрасли промышленности и сельского хозяйства испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.