Литература и искусство

 Идейный кризис советского общества после смерти "вождя народов" особенно ярко проявился в сфере литературного творчества. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать прямо и открыто в силу цензурных запретов и ограничений. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева "Об искренности в литературе", опубликованная в журнале "Новый мир" в декабре 1953 г. За этим последовали публикации В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Пановой, Ф. Панферова и др. В своих произведениях эти авторы отошли от традиционной для сталинской эпохи трактовки "революционного созидания" и лакировочной сглаженности в описании жизни советских людей. Эта линия "Нового мира" встретила резкий отпор со стороны партийного руководства. Главный редактор журнала А. Т. Твардовский в икуе 1954 г. был отстранен от работы. Только после XX съезда КПСС "оттепель" в художественном творчестве обрела подлинно общественное звучание. Появились новые художественные журналы - "Москва", "Нева", "Наш современник", "Дружба народов", "Юность" и др. На их страницах стали печататься произведения, описывающие жизнь такой, какая она есть, без парадности и надуманного героизма, наполненной заботами и радостями простых людей. Всего в конце 50-х гг. в СССР издавалось 28 литературно-художественных журналов и 7 альманахов. В этот же период по инициативе руководства КПСС активизировалась деятельность творческих союзов писателей, был создан Союз художников. С их помощью идеологи партии рассчитывали сохранить господствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и обеспечить контроль над литературно-художественными процессами, корректируя их развитие в соответствии с жесткими канонами метода социалистического реализма.
К концу 50-х гг. в среде творческой интеллигенции четко оформилось два центра противостояния: либеральный, возникший вокруг журнала "Новый мир" (в 1958 г. главным.редактором вновь стал Твардовский), и консервативный, просталинистский, сплотившийся вокруг журнала "Октябрь", главным редактором которого был писатель-публицист В. А. Кочетов. В романе Кочетова "Братья Ершовы" (1958) в форме памфлета были даны портреты известных всей стране представителей реформаторского крыла отечественной литературы. Наиболее значительными произведениями периода "оттепели", помимо известной повести И. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали бурные дискуссии широкой читательской аудитории. Новые методы художественного освоения действительности, используемые в творчестве этой плеяды литераторов, довольно слабо соответствовали схемам социалистического реализма, что неизбежно вызывало негативную реакцию официальных властей.                    Массовый интерес, особенно в молодежной среде, вызывала поэзия. Благодаря процессу политической реабилитации у советских читателей появилась возможность открыть для себя творчество .А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина, О. Мандельштама и многих других поэтов, запрещенных в 30-е гг. Особенностью "оттепели" стало появление так называемой "эстрадной" поэзии.
Значительных успехов в период "оттепели" достиг советский кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за ее рубежами. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: "Летят журавли" (режиссер М. Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г. Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С. Бондарчук, 1959).
Политика руководства, страны в области культуры в хрущевскую эпоху отличалась постоянной противоречивостью и двойственностью. Поощрение художественного творчества сочеталось с диктатом и ужесточением цензуры.
Несмотря на огромные изменения, происшедшие. в стране в сфере науки и культуры, расширение международных культурных связей и большую открытость советского общества по сравнению с тремя десятилетиями сталинского правления, для руководства партии и государства по-прежнему основополагающим оставалось представление о том, что культура и наука должны обслуживать интересы политики, исходя из задач коммунистической пропаганды. Любое иное понимание свободы творчества, выходившее за рамки социалистического реализма, тотчас же объявлялось "буржуазным влиянием Запада".

Другие записи

10.06.2016. Наука. Достижения НТР.
 Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на развитие советской науки. Особое внимание в области научных исследований в этот период уделялось теоретической физике.…
10.06.2016. Школа и просвещение
 В системе школьного образования в середине 50-х гг. главным направлением являлось "укрепление связи школы с жизнью". Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные…