Литература и искусство

 В основе политики в области культуры в СССР в этот период Лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Все деятели советской культуры должны были вносить свой вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после великой Победы возврат к довоенному курсу идеологического диктата невозможен, крушение этих иллюзий вызвало разочарование. Началом кампании по борьбе с "искажениями" линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б): от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград" и от 4 сентября 1946 г. "О кинофильме "Большая жизнь", а также постановление "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению".
Эти партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной публичной травле многих выдающихся писателей и поэтов: А. Ахматовой, М. Зощенко, Э. Казакевича, Ю. Германа; в безыдейности и аполитичности обвинялись такие талантливые деятели советского кинематографа, как Л. Луков, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.
Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще - историко-революционных тем. Даже тема войны после выхода в свет романа А. Фадеева "Молодая гвардия", провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. И если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, как, например повесть писателя-фронтовика В. Некрасова "В окопах Сталинграда", то по мере усиления идеологического диктата тема войны, лишений военных лет, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов, поскольку она отвлекала советских людей от задач дня, вызывала трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось "праздничной", бесконфликтной и бесцветной литературе. Лучшие произведения тех лет "Русский лес" Л. Леонова, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К. Федина, "Времена года" В. Пановой, "Открытая книга" В. Каверина отражают общее состояние литературного процесса тех лет, в котором нет места новаторскому поиску, довлеет идеологическая схема, отсутствует жанровое и стилистическое многообразие.
В искусстве доминировала парадность, образцом становились "высокие идеалы патриотизма", взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружавшей их жизнью. Самыми яркими примерами таких "советских сказок" являются музыкальные комедии "Кубанские казаки" И. Пырьева (1950), "Весна" Г. Александрова (1947).Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве После выхода в свет постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. "Об упаднических явлениях в советской музыке" началась кампания борьбы с "формализмом", жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере "Великая дружба", а также Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурян, В. Шебалин.