Наука

Сходные проблемы переживала и советская наука. Если прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 гг. получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и в негосударственной сфере экономики, то фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в крайне тяжелом положении. Вторая половина80-х гг. стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период перестройки стал периодом значительной "утечки мозгов" на Запад.
Сокращение научного потенциала происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходившие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований в СССР.
Серьезный методологический кризис охватил общественные науки. Попытки перестроить обществоведение на основе "ленинской традиции научного поиска" потерпели неудачу. Однако политика гласности позволила развернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества.
Важным фактором общественной жизни в период перестройки стал громадный интерес к "белым пятнам" отечественной истории. Массовыми тиражами начали переиздаваться труды известных дореволюционных историков - Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и многих других. Пристальное внимание было обращено к проблемам истории советского общества. Перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов "реального социализма", в рамках которых формировалось мировоззрение трех поколений наших соотечественников. Это положение сформировало в обществе типичное для авторитарных структур власти социальное явление - мировоззренческое иждивенчество: Однако на смену одним мифам приходили другие, что требовало от ученых-обществоведов формирования новой парадигмы (системы взглядов), необходимой для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В философии, социологии, политологии наступил этап бурных дискуссий и поисков путей дальнейшего развития научной мысли.

Другие записи

10.06.2016. Образование
В области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на…
10.06.2016. Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности
Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства…