Образование

В области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на практике лишь красивыми лозунгами. Школьная реформа 1984 г. свелась к введению 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаты (В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др.) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Численность студентов высшей школы с начала 80-х гг. стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Все это обусловило начавшуюся в 1987 г. реформу высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, наконец, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.).
Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои, особые учебные планы. В этих новых учебных заведениях, как правило, вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин.
Следующим шагом в реформе школы и вузов было решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 г. в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы стоял отныне Госкомитет по народному образованию. Однако эта верхушечная реорганизация, как и следовало ожидать, не имела каких-либо реальных результатов.

Другие записи

10.06.2016. Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности
Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства…