Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.
Расцвет гласности, выразившийся в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы государственного социализма, всесторонней беспощадной критики "деформаций" социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили так называемые "шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки".
На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к "подлинному социализму" ("с человеческим лицом"), к "чистому ленинизму". Не случайно ведущее место на трибуне "гласности" заняли драматург М. Шатров с пьесой "Диктатура совести", публицист Е. Яковлев, возглавивший газету "Московские новости", писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссер-документалист Ю. Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять "с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу.
Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации, такие как "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели С. Залыгин, Г. Бакланов, В. Коротич и др. 1988 г. стал "годом толстых журналов":
их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова "Котлован", повести "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Пушкинский дом" А. Битова, известнейший роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", а также такие давно известные на Западе произведения, как романы Е. Замятина "Мы", "Все течет" В. Гроссмана, "Исчезновение" Ю. Трифонова и многие другие. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова.
В августе 1989 г. журнал "Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына "Раковый корпус", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Поток публикаций расширял пространство гласности и одновременно в нем все отчетливее стали проявляться два направления: наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы "Наш современник" и "Молодая гвардия", "Роман-газета", партийные газеты "Правда" и "Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И. Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к "перестроечным" журналам и начале "гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между "демократами" и "патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.
В рамках "открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. "Железный занавес", долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток "произведений" массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие "продукты" западного "индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и удовольствия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.
Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.