Общественно-политическая мысль и социальные движения в эпоху просвещенного абсолютизма

Во второй половине XVIII в. происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли, получивших окончательное оформление уже в следующем, XIX столетии. Все они выросли на благодатной почве идей европейской философии Просвещения и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая их. Имея общую теоретическую основу, эти течения не могли не совпадать во взглядах на некоторые ключевые проблемы.

Общей для всех русских мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Но принципиально различались точки зрения на последовательность мер, призванных привести к созданию нового, справедливого устройства общества; Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом подготовить к обретению свободы. Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены правителем крепостного состояния своих подданных, а уже затем просвещать и воспитывать.

Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. В основу ее теоретических построений легли идеи Ш. Монтескье, автора знаменитого сочинения "О духе законов". Просвещенная императрица воспринимала государство как высшую ценность и видела в заботе о его процветании главную цель мудрого правителя и каждого отдельного подданного. Благо государства вбирало в себя всю совокупность личных прав и свобод всех подданных и становилось "всеобщим благом".

Считая себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, Екатерина II внимательно изучала и анализировала его реформаторскую деятельность. Главную заслугу первого российского императора она видела в превращении России в мощную европейскую державу. В то же время, озабоченная идеалом справедливого законодателя, центральным в концепции просвещенного абсолютизма, Екатерина II негативно оценивала жестокость тех методов, к которым прибегал Петр I, создавая регулярное государство, а также некоторую поспешность и непоследовательность преобразований.

Принципиально важным во взглядах императрицы являлось ее убеждение, что стабилизация государственного порядка возможна лишь путем постепенной правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путем регулирования всех сторон общественной жизни.

Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в ее воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии русского народа, о его превосходстве над другими народами. Став с годами истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во многом брать пример с России.

Публицистические сочинения императрицы пронизаны апологетикой самодержавия, которое со времен петровских преобразований ведет Россию по верному пути. Идея о государстве как высшей ценности становится доминирующей, а любое инакомыслие воспринимается как бунт против государства.

Оптимистический взгляд Екатерины II на прошлое и будущее России неизбежно должен был прийти в столкновение с другими взглядами. Одним из ее оппонентов стал князь М. М. Щербатов (1733-1790), воззрения которого представляют аристократическо-консервативное направление общественной мысли.

Потомок старинного аристократического рода, европейски образованный человек, знаток отечественной истории, выдающийся публицист, Щербатов был одним из самых активных депутатов Уложенной комиссии 1767- 1768 гг., где он выступил как лидер консервативной дворянской оппозиции, сторонник сохранения сословных привилегий дворянства и крепостного права. Свой взгляд на происходящее он выразил в памфлете "О повреждении нравов в России", а также в других многочисленных публицистических работах, но почти все они при его жизни остались неопубликованными.

Гораздо больший общественный резонанс имели выступления Щербатова в Уложенной комиссии, где он проявил себя как блестящий оратор. Щербатов страстно отстаивал идеалы допетровской Руси, которую он противопоставлял своему времени - времени всеобщего падения нравов. Он подвергал резкой критике деятельность Екатерины II, но, в отличие от просветителей, критиковал ее с консервативных позиций, обвиняя в ущемлении интересов дворянства.

Идеал общественного устройства Щербатов видел в тесном союзе монарха и дворянства при незыблемости крепостнических порядков, благодатных для народа и для государства. В значительной степени этот русский мыслитель стал предшественником славянофилов - течения, возникшего в общественной мысли России в 30-40-е гг. XIX в.

Другое направление русской общественной мысли этого периода тесно связано с масонством.

Первые сведения о масонах и их идеях стали проникать в Россию из Западной Европы в конце XVII - начале XVIII в. Существует традиция, которая приписывает Петру I введение масонства в России. Наиболее достоверные сведения о возникновении первой масонской ложи относятся к 1713 г. Ложа была открыта в Москве, сохранялась в большой тайне и была связана с лондонской Великой ложей.

Влияние масонства в России усилилось в период правления Анны Ивановны, что тесно было связано с бироновщиной. Но особую популярность масонские идеи приобрели в середине XVIII в., когда неудовлетворенность действительностью, поиски альтернативы официальной идеологии и слепому подражанию Западу заставили многих думающих русских людей обратиться к масонству как своего рода "третьему пути".

Масоны ("вольные каменщики") ставили своей целью создание общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. В своих поисках разгадки "тайн о божестве, природе, человеке" масоны опирались на мистику, магию, алхимию и астрономию. Проповедуя гуманность, взаимопомощь, филантропию, отрицая кастовость, фанатизм и суеверие, масоны отрицательно относились к таким проявлениям социального недовольства, как бунты, восстания и революции, провозглашали своей целью искоренение международных конфликтов и войн, создание из всего человечества "одного семейства братьев, связанных узами любви, познаний и труда".

Нравственная сторона масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение и "деятельное человеколюбие", общественную благотворительность, а также строгая дисциплина, четкая организованность, таинственные обряды и ритуалы "вольных каменщиков" - все это привлекло в ряды масонов многих видных государственных и военных деятелей России, людей искусства, науки (братья Н. И. и П. И. Панины, граф Р. И. Воронцов, Г. Р. Державин, В. И. Баженов, князь М. М. Щербатов и мн. др.).

Практическая деятельность масонов в России до 70-х гг. XVIII в. была направлена на .просвещение народа, издание книг и журналов, организацию театров, школ, больниц, благотворительность.

Но затем в русском и европейском масонстве наступает этап, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В своих духовных поисках "вольные каменщики" обратились к некоей мистической тайне мироздания, открыв которую они надеялись совершить то, что оказалось невозможно достичь при помощи разума. В результате масонство стало превращаться в замкнутую элитарную организацию, объединяющую преимущественно представителей 'высших слоев общества. Наряду с чисто нравственными целями в планах масонов стали появляться и политические.

Подобная трансформация не могла не насторожить власти - ведь теперь речь шла, по сути, о попытке создания новой идеологии, противостоящей идеологии официальной. Почувствовав угрозу самодержавию, Екатерина II вступила с масонством в борьбу, и первой жертвой ее стал крупнейший деятель русского Просвещения Н. И. Новиков (1744-1818).

Журналист и книгоиздатель Н. И. Новиков в 1769- 1773 гг. выпускал сатирические журналы "Трутень" и "Живописец", в которых он обрушивался на закоренелые пороки политической системы и общественной жизни:

бюрократический и судебный произвол, взяточничество, казнокрадство, жестокость и невежество помещиков-крепостников. Однако в критике существовавших порядков Новиков оказывался сильнее, чем в определении путей достижения идеального общественного строя. Он считал, что следует убедить монарха и дворян в аморальности крепостного права и деспотизма, и те путем гуманных преобразований установят справедливый порядок.

Просветительская деятельность Новикова, его обличительные статьи, слухи о том, что в его типографии печатаются книги, имеющие опасное направление, наконец, сведения, что Новиков причастен к вступлению наследника Павла Петровича в масонскую ложу, - все это подтолкнуло Екатерину II к решительным действиям. Типография была закрыта, конфисковано более 18 тыс. книг.

Сам издатель был арестован, предан суду и на 15 лет Заключен в Шлиссельбургскую •крепость.

В целом русское же просветительство, у истоков которого стоял М. В. Ломоносов, во второй половине XVIII в. развивалось как широкое и многообразное течение общественной мысли, главным в котором была его антифеодальная направленность. Совершенным государственным устройством для большинства просветителей являлась просвещенная конституционная монархия, в которой на практике осуществлялся идеал общественного блага, подразумевавший прежде всего правовое, обеспечение "вольности и собственности". Пристальное внимание деятели русского просветительства, а к их числу, помимо Н. И. Новикова, принадлежали А. Я. Поленов, Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, Д. И: Фонвизин, И. А. Крылов, уделяли крестьянскому вопросу.

Следует отметить, что правительство в этот период также обратило внимание на крестьянский вопрос. В 1766 г. по инициативе Екатерины II Вольное экономическое общество объявило конкурс на тему: "Что полезнее для общества - чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?" В течение двух лет общество получило 162 конкурсные работы, из которых русским авторам принадлежало только 7, а остальные немцам и французам.

Среди множества конкурсных сочинений была и работа представителя либерального дворянского лагеря А. Я. Поленова. Взгляды, высказанные в ней автором, характерны для русского просветительства. Критикуя крепостное право, Поленов не предлагал отменить его, а ратовал за установление регламента в отношениях помещиков с крестьянами, который бы делал крепостную зависимость не столь тягостной. В частности, он предлагал ограничить барщину одним днем в неделю и снизить размер налогов, взимавшихся с крестьян, до одной десятой части их доходов. По поводу крестьянской собственности же Поленов считал, что можно предоставить крепостному крестьянину право наследственного владения "недвижимым имением" и право собственности на свое движимое имущество - не более того.

Несколько иную позицию занимал Я. П. Козельский. Он представлял в Уложенной комиссии дворянство Екатерининской провинции. В противоположность тезису Ж. Ж. Руссо, разделяемому русскими просветителями консервативного и умеренного толка, о том, что "прежде всего должно учинить свободными души рабов, а потом уже тела", Козельский считал, что распространению просвещения должны предшествовать изменения в социально-экономическом1 и правовом положении народа. Он выступал за сохранение мелкой частной собственности, при которой все люди будут равны и не станут притеснять друг друга, за обязательный труд для всех граждан, за равномерное распределение среди них богатства. Эталоном государственного устройства и общественных порядков для Козельского была Голландия.

Во второй половине XVIII в. в рамках просветительства начинает оформляться революционная идеология. Этот процесс связан с деятельностью А. Н. Радищева (1749- 1802), который первым в России не только подверг критике существующие крепостнические порядки, но и высказался за их уничтожение путем революционного переворота. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придал им радикальный, нигилистический характер, сделав, вывод о праве народа свергать недостойных или не выполняющих своего долга перед подданными правителей.

В отличие от Щербатова, чьи сочинения остались неизвестными современникам, Радищеву удалось опубликовать свои произведения. Уже в 1782 г. в "Письме другу, жительствующему в Тобольске" он делает вывод о том, что монарх никогда не откажется добровольно от своей власти. Единственный путь достижения свободы - революция, в результате которой появится свободный труженик, обрабатывающий принадлежащую ему землю. Причину всех бед Радищев видел в крепостном праве, более опустошительном, чем даже война, ибо война однажды заканчивается, а крепостничество "губит долговременно и всегда".

Наиболее полное выражение революционные идеи Радищева нашли в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), которая сразу вызвала "великое любопытство публики". "Бунтовщиком хуже Пугачева" назвала автора императрица. Все найденные экземпляры книги (а тираж составил 600 экземпляров) были конфискованы и уничтожены. Сам Радищев был сослан в Илимск. Более века "Путешествие..." было под запретом.

Вторая половина XVIII в. отмечена заметной активизацией массовых социальных движений. В год вступления Екатерины II на престол волнения охватили около 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян.

' Главная причина крестьянских выступлений коренилась в повсеместном повышении феодальной ренты, что было обусловлено развитием товарно-денежных отношений на фоне сформировавшегося всероссийского рынка и отмены внутренних таможенных пошлин (1754). Усиление феодальной эксплуатации помещичьих крестьян вызывало все большее их сопротивление. В то же время правительство активно поддерживало крепостников, используя для подавления любых проявлений недовольства воинские команды.

Особой остротой отличались крестьянские волнения конца 60-х гг. Так, в 1768 г. на Правобережной Украине вспыхнуло крестьянско-казацкое восстание, получившее название "колиивщина". Оно было направлено против крепостнического, религиозного и национального гнета шляхты в Речи Посполитой, но вскоре распространилось и на Левобережную Украину. Администрация Екатерины II занимала поначалу выжидательную позицию по отношению к восставшим. Но увеличение размаха волнений заставило правительство применить военную силу для его подавления.

Не меньшим накалом отличалась борьба приписных крестьян уральских и олонецких заводов. Правительственная политика, направленная на постоянное увеличение числа приписанных к промышленным производствам крестьян путем их рекрутирования из крестьян государственных при одновременном переводе их с денежной ренты на отработочную, привела к резкому ухудшению положения этой части крестьянства. На протяжении более чем десяти лет, с середины 50-х до середины 60-х гг. на уральских заводах с небольшими перерывами вспыхивали бунты приписных крестьян, сопровождавшиеся зачастую кровопролитными столкновениями с властями.

Такие же волнения покупных и приписных к заводам крестьян происходили и в европейской части России. Крупнейшим из них в конце 60-х гг. стало Кижское восстание, подавить которое удалось лишь при помощи военной силы.

Страна стояла накануне бурных социальных потрясений. Сама Екатерина II с тревогой ожидала "воспоследуюший бунт всех крепостных".

Грозным предвестником наступающих событий стал "чумной бунт" в Москве (177 Г). Поразившая старую российскую столицу эпидемия была принесена, по-видимому, с театра военных действий русско-турецкой войны. В условиях скученности городской бедноты и неумен" лечить чуму болезнь обретала все больший размах. Московское дворянство в панике покидало город, закрывались городские учреждения, лавки и мануфактуры, толпы людей стекались к иконе Богородицы у Варварских ворот, которая считалась целительной. Для пресечения распространения заразы московский архиепископ Амвросий повелел икону убрать. Городские низы воспротивились этому. Вспыхнул скоротечный бунт, в который оказались вовлечены работные люди, городские ремесленники, приезжие крестьяне, дворовые люди. Три дня на улицах происходили кровопролитные столкновения. В подавлении "чумного бунта" были задействованы полки регулярной армии, прибывшие в Москву.

 

Другие записи

10.06.2016. Стрелецкие восстания
Петровские преобразования осуществлялись за счет огромного перенапряжения сил всех сословий Российского государства и сопровождались нарастанием крепостнического гнета. Это неизбежно влекло за собой протест…