Корректировка курса реформ.

 Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию началось наполнение рынка товарами. А процесс массовой приватизации постепенно привел к формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, "шокотерапия" вызвала небывалый рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации - разделению на богатых и сверхбогатых, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой - появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагической ценой радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая возросла в 1993 г. на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стало появление официальна зарегистрированных безработных (на конец ноября 1992 г. было зафиксировано 1,4 млн безработных). VII Съезд народных депутатов в декабре 1992 г. признал работу правительства неудовлетворительной.
Новым премьер-министром России был назначен В. С. Черномырдин. Новый кабинет, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность хода преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, в том числе в оборонной промышленности, предоставлены дешевые кредиты для развития топливно-энергетического комплекса. Стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.
Фактический провал экономической политики периода "шокотерапии" обеспечил успех и популярность лозунгов неокоммунистической оппозиции, а также стимулировал поиски нового варианта проведения реформ. В августе 1994 г. правительство Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения в рынок.
Важнейшими задачами правительства в реформировании экономики страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также сохранение минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних заимствований. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.
Однако реализация намеченных мер, и прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных "вливаний", что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства, и в 1994- 1996 гг. его размеры составляли 12-15%. Спад промышленного производства в 1996 г. достиг 55% по сравнению с 1991 г. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994 г. - 250%, в 1996 г. - 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994 г. фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого "валютного коридора", внутренние цены, в особенности на товары массового потребления, сохранили стойкую тенденцию к росту. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые.
В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положи оказались предприятия сложного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация, в сырьевых отраслях добывающей промышленности, и прежде всего в нефтяной и газовой промышленности и черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.
В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики являлось соблюдение жесткой фи
нансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения государственной казны было признано, наряду с сохраняющимися внешними заимствованиями (внешний долг России в 1996- 1997 гг. составил свыше 130 млрд долларов, включая долги, унаследованные от СССР), привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ГКО и ОФЗ) за счет высокого процента прибыльности государственных обязательств, а также привлечение средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания по проведению залоговых аукционов: продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовыми ресурсами, на конкурсной основе. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление финансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" государственного пакета акций РАО "Норильский никель", состоявшийся осенью 1996 г. А летом 1997 г. залоговый аукцион по продаже государственного пакета акций компании "Связьинвест" окончательно выявил противоречия в интересах сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики семи ведущих финансово-промышленных групп.
К настоящему времени доля частного сектора в производстве ВВП составляет около 80% (в 1992 г. эта цифра составляла около 50%). Из этого следует вывод о том, что капитал в экономике современной России занимает лидирующие позиции.
По мнению ряда ведущих экспертов, российская экономика к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствовало о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за последние семь лет, по сравнению с 1996 г., объем произведенного ВВП не сократился, а вырос на 0,4%. 1997 г. был отмечен также значительным снижением темпов инфляции, которая составила около 12,5%. Таким образом, Россия входила в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Теперь можно утверждать, что Россия превратилась в страну с открытой экономикой и это влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты. Со всей очевидностью это было продемонстрировано во время мирового так называемого "азиатского" финансового кризиса осенью 1997 г., который затронул и российский рынок ценных бумаг.
Одним из важнейших инструментов правительства в достижении финансовой стабилизации являлось жесткое регулирование конвертируемости российской национальной валюты. Фиксированный обменный курс рубля обеспечивался значительными золотовалютными запасами Центробанка РФ, которые к концу 1997 г. составили около 20 млрд долларов и почти 380 т золота.
В 1997 г. впервые за много лет начало набирать обороты отечественное производство, объем которого к концу года составил уже около 1,5% в среднем по добывающим и обрабатывающим отраслям.
 Августовский кризис 1998 г., обвал национальной валюты, угроза краха банковской системы показали непрочность отмеченных достижений.
Экономические итоги 1998 г. для России в результате финансового кризиса оказались малоутешительными. По данным Госкомстата РФ, по сравнению с 1997 г. совокупный ВВП, составив около 2,7 трлн руб. (примерно 122 млрд долларов США), снизился еще почти на 5%, а выпуск промышленной продукции уменьшился на 5,2%.
В мае 1999 г. правительство Примакова было отправлено в отставку по причине "неэффективности экономической политики". Новое правительство, возглавленное С. В. Степашиным, проработало менее 3 месяцев и в августе 1999 г. было также отправлено в отставку. Было сформировано правительство во главе с бывшим руководителем ФСБ В. В. Путаным.
К началу 1999 г. внешний долг России составлял 141 млрд долларов, включая почти 90 млрд долларов долга бывшего СССР. В 1999 г. правительство должно было начать выплаты по внешней задолженности государства в размере свыше 17,5 млрд долларов. Эта ситуация обусловливает необходимость новых внешних заимствований, договоренность о которых, несмотря на длительные переговоры с представителями кредиторов в
 Лондоне, пока .не достигнута: международные финановые организации (прежде всего Международный валютный фонд) не спешат выделять России очередной транш из обещанного 15-миллиардного кредита.