Политическая жизнь современной России

 Однако начало второго президентского срока Ельцина - осень 1996 - зима 1997 г. - ознаменовалось вынужденной "паузой" в политической жизни страны, вызванной продолжительной болезнью Президента, которая в силу особенностей политической системы современной России стала важным фактором, оказавшим серьезное влияние на внутриполитическое развитие страны. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в расстановку сил, в структуру политической элиты страны и проводимый ею курс социально-экономических преобразований.
В марте 1997 г. по инициативе Президента были произведены значительные перемены в составе правительства РФ. Первыми заместителями председателя правительства были назначены почти одновременно "молодые реформаторы" - А. Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов. Вслед за этим в рамках укрепления исполнительской дисциплины и повышения ответственности высших должностных лиц страны была развернута широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией в среде чиновничества. Она была приурочена к сроку подачи налоговых деклараций о доходах физических лиц (1 апреля). Сведения о доходах и имуществе ведущих государственных и политических деятелей России были обнародованы в печати и вызвали определенный резонанс. По сути, они стали поводом к началу "войны компроматов", развернувшейся в средствах массовой информации к лету 1997 г. Нападки СМИ на ведущих российских политических и государственных деятелей сыграли значительную роль в создании той общественной атмосферы, в которой неизбежным стал ряд громких отставок и судебных разбирательств, что, в свою очередь, способствовало дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране. В то же время развернувшаяся информационная война выявила глубинные процессы, происходящие в сфере передела собственности, а точнее - сфер влияния в российской экономике, и отражающие борьбу финансовых "олигархов" за возможность воздействия на формирование курса реформ в России.
Параллельно с этими событиями в большинстве регионов - субъектов Федерации в 1996-1997 гг. проходили выборы губернаторов. Наибольший успех у избирателей, как показали результаты региональных избирательных кампаний, имели кандидатуры управленцев-профессионалов, имевших значительный опыт хозяйственной деятельности, таких как Ю. М. Лужков (Москва), Е. С. Строев (Орел), А. М. Тулеев (Кемерово).
Весна 1998 г. ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23 марта Б. Н. Ельцин неожиданно подписал указ об отставке всего правительства РФ во главе с В. С. Черномырдиным. Одновременно было объявлено о смещении с должности министра внутренних дел А. С. Куликова и первого вице-премьера правительства А. Б. Чубайса. Вскоре в соответствии с конституционной процедурой Президент направил председателю Государственной Думы письмо с предложением утвердить на пост председателя правительства РФ исполняющего до этого обязанности министра топлива и энергетики С. В. Кириенко - выдвиженца Б. Е. Немцова из Нижнего Новгорода. Продолжавшееся в течение месяца противостояние двух ветвей власти в результате третьего голосования в нижней палате российского парламента разрешилось в пользу Президента - назначением Кириенко на пост председателя правительства РФ. К 8 мая был окончательно утвержден состав обновленного кабинета. Первоочередной задачей правительства "молодых технократов" было объявлено проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства.
Основное внимание нового состава российского правительства во главе с Кириенко в первый месяц его работы было сосредоточено на выработке целостного пакета нормативных актов и законов, призванного обеспечить осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики государства, основанной на ужесточении фискальных методов пополнения бюджета и получении кредитов от международных финансовых институтов. Этот пакет законов, в разработке которого приняли участие ведущие отечественные экономисты, был представлен в конце июня 1998 г. на расширенном заседании правительства и получил название антикризисной или стабилизационной (по оценке Б. Ельцина) программы нового кабинета.
Однако "новый курс" правительства встретил довольно серьезное противодействие как со стороны левого крыла парламентской, оппозиции, так и российских "естественных монополистов" (прежде всего монополистов топливно-энергетического комплекса) и финансовых "олигархов". Суть проблемы заключалась в том, что в результате правительственной "игры в пирамиду" с ГКО (эти бумаги благодаря постоянно растущим процентным ставкам превратились в сверхприбыльные), у государства стремительно возрастал внутренний долг, который вряд ли мог быть покрыт внешними финансовыми инъекциями и жесткой налоговой политикой. Единственной оптимальной мерой по выходу из финансового тупика, по оценкам ряда экспертов, могла стать немедленно объявленная девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. Вместо этого правительство Кириенко пошло на жесткие меры по усилению финансового контроля за "естественными монополиями", и прежде всего в отношении основного экспортера страны, получающего реальные валютные средства - РАО "Газпром", потребовав срочного погашения задолженности перед госбюджетом.
Помимо этого, в июле 1998 г. в ходе напряженных консультаций с представителями международных финансовых организаций, которые вел председатель правления РАО ЕЭС А. Б. Чубайс, назначенный "специальным уполномоченным Президента России" на этих переговорах, было достигнуто соглашение о предоставлении нашей стране "стабилизационного" кредита от МВФ на срок полтора года в сумме 15 млрд долларов, а также займа от Всемирного банка и 800 млн долларов кредита от Японии. Первый транш стабилизационного займа в размере 3 млрд долларов от МВФ на поддержание "валютного коридора" и сохранение "твердого" рубля поступил в Центробанк России уже в начале августа 1998 г. Однако, несмотря на столь солидное финансовое вливание, этот кредит не смог затормозить обвальный процесс банкротства госбюджета России, обусловленный невозможностью аккумулировать огромные финансовые ресурсы, необходимые для покрытия обязательств по ГКО. Отчетливо сознавая бесперспективность игры в "русскую пирамиду" гособязательств, большинство участников финансового рынка России, b(tom числе и иностранные инвесторы, осуществили маневр "бегства от рубля", хотя ЦБ РФ в течение двух первых недель августа и пытался путем "валютных интервенций" (около 1 млрд долл.) остановить обвал национальной валюты.
Кризис всей валютно-финансовой системы России грянул 17 августа 1998 г. В этот день Центральный банк РФ официально заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО и о расширении рамок "валютного коридора" до 9,5 руб. за 1 доллар США. Вслед за финансовым банкротством, взаимодополняя его, последовал и политический кризис. Уже 23 августа 1998 г. Президент РФ подписал указ об отставке правительства "молодых технократов" во главе с С. В. Кириенко, ровно через 153 дня с момента его назначения. Исполняющим обязанности председателя правительства РФ в этот же день был вновь назначен недавний экс-премьер В. С. Черномырдин. Его кандидатура дважды в течение первой недели сентября была отвергнута на заседаниях Думы. Одновременно начался рутинный процесс политических консультаций и "круглых столов" между представителями основных ветвей государственной власти: лидерами фракций Госдумы, региональной элитой и Президентом.
Отсутствие твердой политической воли и растущая экономическая неопределенность породили в российском обществе .тревожно-панические настроения, особенно усилившиеся в результате действий ЦБ РФ: объявление о реструктуризации обязательств по ГКО, в том числе и для иностранных инвесторов, что автоматически вело к банкротству большого числа российских коммерческих банков с частным акционерным капиталом, введение в ряде крупнейших из них (Инкомбанк, МЕНАТЕП, СБС-Агро, Промстройбанк, Мост-банк и Мосбизнесбанк) внешнего управления и решение о переводе счетов частных вкладчиков коммерческих банков с их согласия в Сбербанк России под государственные гарантии. Наконец, Центробанк РФ 3 сентября полностью отказался от поддержки стабильного курса рубля на торгах Московской межбанковской валютной биржи, который стал устанавливаться только с помощью так называемого "электронного фиксинга". Это, в свою очередь, Привело к паническим ожиданиям и резкому взлету курса доллара на валютных торгах, замораживанию счетов вкладчиков в коммерческих банках и безудержному, явно спекулятивному, инфляционному скачку рублевых цен практически на все товары в стране.
Эти экономические катаклизмы продемонстрировали прежде всего дефицит политической воли российской элиты, потребность в "консолидированном решении" президентской администрации, руководителей регионов и думской оппозиции, что нашло отражение в выдвижении на пост председателя правительства РФ известного ученого-международника, политического деятеля с огромным стажем, ранее занимавшего посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел России - академика Е. М. Примакова, который получил полное одобрение Госдумы на следующий же день (11 сентября) после выдвижения его кандидатуры Президентом. Одновременно' думское большинство утвердило на пост главы Центрального банка РФ В. В. Геращенко, в третий раз вернувшегося на должность главного банкира страны.
Нынешний этап государственно-политического развития России еще не завершился и характеризуется противеречивым процессом глубинных социально-экономических трансформаций, радикально меняющих нынешнее российское общество в совершенно иную формационную модель. Наметившиеся тенденции к усилению государственного контроля над социально-экономическими процессами свидетельствуют об усилении роли и влияния государства в общественном развитии.
Выборы в Государственную Думу и выборы Президента. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех правительственной группировки "Единство" был одновременно и успехом премьера В. В. Путина.
В канун нового 2000 года Президент Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста. Исполняющим обязанности Президента был назначен глава правительства В. В. Путин.       
Выборы Президента состоялись 26 марта 2000 г. Им был избран уже в первом туре Владимир Владимирович Путин. 7 мая 2000 г. состоялась инаугурация В. В. Путина в качестве второго Президента Российской Федерации.

Другие записи

10.06.2016. Корректировка курса реформ.
 Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе…