Государственная дума и ее деятельность

"Усовершенствование государственного порядка". Одновременно с манифестом 17 октября 1905 г., содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе "по мере возможности" те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 г. был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления". Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, "никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров". Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись "всеподданнейшие" доклады министров царю. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю. Витте (до 22 апреля 1906 г.). С апреля по июль 1906 г. Совет министров возглавлял И. Л. Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров из-за своей бездарной предыдущей деятельности на государственных постах. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П. А. Столыпин (до сентября 1911 г.).

11 декабря 1905 г. был утвержден избирательный закон, расширивший избирательные права путем установления четвертой курии - рабочей. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое по-прежнему считалось главной опорой государства и престола. Выборы оставались многоступенчатыми, невсеобщими и неравными. Один выборщик приходился на 2 тыс. душ населения земледельческой курии, 4 тыс. - городской, 30 тыс. - крестьянской и 90 тыс. - рабочей. От рабочей курии избиралось 3% депутатов Думы.

20 февраля 1906 г. были утверждены законы "Учреждение Государственной думы" и "О переустройстве учреждений Государственного совета". Первый определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе. Статья I определяла "предмет ведения" Государственной думы: "обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти", в том числе вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную роспись доходов и расходов и т. д. "Учреждение" ограничивало право законодательной инициативы: "Государственная дума может возбуждать дело об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов". Изданные в марте 1906 г. "Бюджетные правила" ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы распределялись по партийным группам - фракциям. Начиная со II Государственной думы практиковались совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров.

Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. Законодательными актами 20 февраля и 23 апреля 1906 г. он провозглашался законодательным органом, имел равные с Думой права, мог отклонять любой законопроект, принятый Думой (что стало особенно характерным для деятельности первых двух дум). Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, вторая половина - по назначению царя. Выборный состав Совета обновлялся в течение 9 лет на 1/3 каждые три года, но царь мог досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы. В составе назначаемых царем лиц преобладали крупные чиновники, представители "Объединенного дворянства" - созданной в 1906 г. политической организации поместного дворянства. Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. С момента реформы Совета его возглавил Д. М. Сольский, с 20 марта 1906 г. - Э. В. Фриш, в 1907-1914 гг. - М. Г. Акимов.

К весне 1906 г. был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II свод "Основных государственных законов" (ОГЗ). Согласно статье 4 ОГЗ, "императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть... повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть сам Бог повелевает". Из "Основных законов" было устранено определение царской власти как неограниченной. Статьи ОГЗ подтверждали священность и неприкосновенность особы государя, устанавливали, что царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними сношениями, армией, флотом, финансами, в назначении чиновников и т. д,

Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора". "Основные законы" определяли взаимоотношения Государственной думы и Государственного совета, а также этих палат с Советом министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые Думой и Советом, считались отклоненными; проекты, отклоненные одной из палат, могли быть снова внесены на рассмотрение только с разрешения царя. После опубликования ОГЗ 1906 г. царь формально лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом, однако статья 87 "Основных законов" позволяла ему издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона, что часто осуществлялось и на практике.

I Государственная дума. Выборы в I Государственную думу происходили в марте - апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из своих оценок ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы (в политических и экономических стачках 1905 г. участвовало 2863 тыс. человек; в 1906 г. - 1108 тыс. человек; в 1907 г. - 740 тыс. человек) широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий и организаций бойкотировали выборы: большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г. В. Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы.

Продуманно провели свою предвыборную кампанию кадеты и получили 161 место в Думе, или 1/3 общего числа депутатов (499).

Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы - к началу думской сессии у них было всего 13 мест. Заметное место в Думе занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался. К концу существования I Думы социал-демократы образовали самостоятельную фракцию из 17 человек, 63 депутата представляли в Думе автономистов (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Благодаря тому что в начале думской сессии националисты, трудовики и беспартийные в основном голосовали вместе с кадетами, последние фактически руководили I Государственной думой. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев. I Дума начала работу 27 апреля 1906 г.

В центре ее обсуждения стоял аграрный вопрос. От основных фракций были внесены законопроекты (кадетская "записка 42-х" и аграрный законопроект трудовиков за подписью 104 депутатов). Оба проекта предусматривали образование в стране государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей. Расхождения были в определении состава отчуждаемых земель (трудовики фактически предлагали национализацию земли) и по вопросу о вознаграждение за отчуждаемые земли. Правительство Горемы-кина выступило 13 мая 1906 г. в Думе с декларацией, в которой заявило, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли "безусловно недопустимо". По предложению трудовиков, Дума вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры в отставку не ушли, а Думу игнорировали. 9 июля 1906 г. последовал указ о роспуске Государственной думы и назначении выборов нового состава. В последовавшем вслед за этим манифесте констатировалось: "Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не прийа^ длежащую им область". Около 230 членов Думы (кадеты и трудовики) не подчинились указу и провели в Выборге два заседания, приняв Выборгекое воззвание (до созыва народного представительства не давать "ни копейки в казну, ни единого солдата в армию", не признавать займов государства и т. д.).    

Одновременно с роспуском Думы произошли изменения в составе правительства. 8 июля 1906 г. председателем Совета министров назначается П. А. Столыпин с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Именно он сыграл огромную роль в роспуске I Думы.

Деятельность I Государственной думы в целом способствовала разрушению "конституционных иллюзий" демократической интеллигенции и надежд крестьянства на решение аграрного вопроса.

"Беспорядки на аграрной почве" в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Кронштадта.и Ревеля. Лишь через три дня удалось подавить мятеж. После этого революционное движение постепенно пошло на убыль.

II Государственная дума. В этой обстановке прошли выборы во II Государственную думу. Путем всевозможных уловок и прямых репрессий правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил - большевиков, трудовиков и эсеров (меньшбвики отказались от участия в блоке) - против правых и кадетов.

Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест (трудовики - 104, эсеры - 37, народные социалисты - 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых партий было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее1 вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%).

Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем' Думы стал правый кадет Ф. А. Головин. Основным вопросом оставался аграрный, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 г., вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д.

В ходе дебатов кадеты, сохранившие руководящее положение в Думе благодаря поддержке автономистов, а нередко и левых фракций (народных социалистов, эсеров, трудовиков), проявляли уступчивость, призывая "беречь Думу" и не давать правительству повода для ее роспуска. По инициативе кадетов Дума отказалась от прений по основным положениям правительственной декларации, с которой выступил П. А. Столыпин и основная идея которой заключалась в создании "материальных норм", в которых должны найти воплощение новые общественно-правовые отношения. Когда стало очевидно, что и новая Дума не оправдала надежд правительства, Министерством внутренних дел был втайне от Думы подготовлен проект нового избирательного закона.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения от участия v заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к "ниспровержению государственного строя".