Высшие и центральные органы управления

Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному совету, созданному еще r 1810 г. Задуманный как верхняя палата парламента, он постепенно превратился в некий "заповедник" высшей бюрократии. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. -Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Мнения большинства и меньшинства членов оформлялись в виде "меморий" и представлялись царю на утверждение, причем иногда он соглашался с мнением меньшинства.
До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный еще в 1857 г.). Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, еще иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.
В случае необходимости согласования действий правительственных органов (преимущественно по вопросам внешней политики) собирались Особые совещания под председательством царя или одного из приближенных к нему лиц: Состав Особых совещаний не был постоянным, и созывались они обычно для решения какого-либо одного вопроса.
К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Святейший Синод по-прежнему руководил Русской православной церковью.
Среди центральных государственных учреждений России самым влиятельным в конце XIX - начале XX в. было Министерство внутренних дел. Особое положение этого министерства было обусловлено стоявшей перед ним задачей "охранения внутренней безопасности". Департамент полиции, созданный в 1880 г. на базе III отделения, был руководящим органом политического сыска. Министру внутренних дел принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки, разрешение периодических изданий и наложение на них взысканий, контроль не только за законностью, но и за целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления. С начала XX в. роль министра внутренних дел значительно возросла, и он стал своеобразным первым министром правительства. Сменивший на этом посту И. Л. Горемыкина (1895- 1899) Дмитрий Сергеевич Сипягин (1900-1902) стал инициатором проведения карательных мер против рабочего, студенческого и крестьянского движений и ярым сторонником русификации национальных окраин России. 2 апреля 1902 г. он был убит эсером С. Балмашевым. Вступивший в 1902 г. на пост министра внутренних дел победитель "Народной воли" В. К. Плеве одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. Даже коллеги-министры называли Плеве не иначе как "подлецом" и "умным, культурным и бессовестным полицейским". Работоспособный и талантливый администратор, Плеве активно поддерживал политику "полицейского социализма" и немало способствовал росту антисемитских выступлений, пытаясь направить народное недовольство против "инородцев". Когда стало очевидно, что репрессиями и погромами невозможно сбить революционную волну, Плеве выступил за "маленькую победоносную войну" на Дальнем Востоке. 15 июля 1904 г. бомба эсера Е. Созонова разнесла карету с министром.
Видное место в системе высшего государственного управления занимало Министерство финансов, особенно в 90-х и в начале 1900-х гг., когда во главе его стоял крупнейший деятель последних двух царствований С. Ю. Витте. До 1905 г. в Министерстве финансов, помимо заведования источниками государственных доходов и распределения их между ведомствами, было сосредоточено и управление всей, внутренней и внешней торговлей, а также промышленностью, за исключением подведомственной военному и морскому министрам и Кабинету императора.
Царская администрация на местах - генерал-губернаторы, гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, земские начальники, офицерский корпус в армии и полиции - комплектовалась из дворян. Значительную роль в системе губернского и уездного управления играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах - в воинском присутствии, на уездном земском собрании и др. Дворяне-помещики были полными хозяевами и в земстве.
В первые годы царствования Николая II существенных изменений в системе управления окраинами не произошло, в основном сохранялись прежняя структура учреждений и административно-территориальное деление. С конца 90-х гг. правительство начинает стеснять автономию Великого княжества Финляндского. Назначенный в 1898 г. финляндским генерал-губернатором Н. И. Бобринский представил императору записку с изложением программы, предусматривавшей ограничение прав сейма, введение русского языка в делопроизводстве, упразднение .таможни и финской марки, объединение армии и др., и приступил к последовательному ее выполнению. Деятельность Н. И. Бобринского немало способствовала подъему, общественного и революционного движения в Финляндии.

Другие записи

10.06.2016. Вступление на престол Николая II
На рубеже XIX и XX вв. верховная власть в России по-прежнему принадлежала "монарху самодержавному и неограниченному". Осенью 1894 г. императором стал Николай II. Старший сын Александра III Николай родился…