Внутриполитический кризис в годы первой мировой войны

Военные поражения обострили внутриполитические противоречия в российском обществе. Шовинистические и патриотические настроения, идея "славянской солидарности", возобладавшие в широких слоях общества в начале войны, уступили место растущей апатии и недовольству действиями властей. Возобновились антиправительственные выступления, постепенно нарастало антивоенное движение. В конце мая - начале июня 1915 г. в стране четко обозначился политический кризис. Критикуя действия правительства, оппозиция выдвинула лозунг мобилизации промышленности на войну.

Еще в начальный период войны патриотический подъем вызвал создание общероссийских организаций, сосредоточившихся на военно-санитарной и благотворительной деятельности: "Всероссийского земского союза помощи раненым" (образован 30 июля 1914 г.) и "Всероссийского союза городов" (9 августа 1914 г.). В июне эти союзы потребовали созыва Думы и в июле объединились в Земгор- Главный комитет по снабжению армии, который взял в свои руки мобилизацию мелкой и средней промышленности для снабжения армий снаряжением и вооружениями. В конце мая 1915 г. на съезде представителей промышленности и торговли было решено создать по всей стране военно-промышленные комитеты для мобилизации частной промышленности на выполнение военных заказов. Военно-промышленные комитеты, в состав которых вошли видные промышленники, банкиры, представители технической интеллигенции, создали до 120 собстгвенных заводов и мастерских, обслуживавших нужды фронта. Правительство, пытаясь оставить за собой инициативу в военно-экономической мобилизации тыла, 17 августа 1915 г. создало Особое совещание по обороне и ряд подконтрольных ему особых совещаний (по снабжению топливом, продовольствием и др.) - высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только царю. В их состав вошли чиновники, представители военно-промышленных комитетов и интеллигенции.

Нараставший политический кризис вплотную поставил вопрос о включении в состав правительства представителей оппозиции и увольнении наиболее дискредитировавших себя министров, в первую очередь тех, кого общественность обвиняла в германофильстве и нежелании действовать согласованно с Государственной думой. 3 июня 1915 г. Николай II был вынужден уволить министра внутренних дел Н. А. Маклакова, а в середине июня - министра юстиции И. Г. Щегловитова и военного министра Сухомлинова. Однако во главе Совета министров по-прежнему оставался .Назначенный в январе 19^4 г. 75-летний И. Л. Горемыкин, ярый реакционер.

19 июля 1915 г. открылась сессия IV Государственной думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока, завершившуюся 12 августа созданием Прогрессивного блока как легального парламентского оппозиционного центра, главным требованием которого было создание правительства из представителей оппозиционных партий.

Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашения с парламентским большинством на платформе "министерства доверия", оставление Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября Дума была распущена примерно до ноября 1915 г.

В этот период огромное влияние на государственные дела получил Григорий Распутин* Царица Александра Федоровна с момента отъезда Николая II в Ставку активно вмешивалась в принятие государственных решений, руководствуясь в основном советами "старца". Постепенно фигура Распутина стала олицетворением полного разложения царского режима.

Убийство Г. Распутина в ночь на 17 декабря 1916 г. группой - заговорщиков, среди которых были князь Ф. Ф. Юсупов, лидер черносотенцев В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, врач Лазоверт, в обществе было встречено всеобщим ликованием. Однако оно не изменило характера политики правительства. Все большая часть общества начинала приходить к выводу, что дело не в "распутинщине", а в самом императоре.

Внешним проявлением распада режима самодержавия была "министерская чехарда". За короткий срок сменилось четыре председателя Совета министров, причем ни один из них выдающимися способностями не отличался. В это же время сменилось 6 министров внутренних дел 4 министра юстиции, 4 военных министра. "Министерская чехарда" еще более усиливала дезорганизацию власти, создавала в условиях военного времени все возраставшую нестабильность политического курса, содействовала распространению в обществе упорных слухов о готовящемся заговоре и измене в высших эшелонах власти.

Росту недовольства в стране способствовали нараставшие экономические трудности. Военные расходы правительство пыталось покрыть денежной эмиссией, что вызвало рост инфляции и резкое падение жизненного уровня населения.