Развитие промышленности

 К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми развитыми отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная - на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы.
Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х гг., сыграв важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности - в три раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения. К 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы и было одной из причин промышленного бума. Если во время промышленного подъема производство в стране в целом удвоилось, то производство средств производства утроилось. При этом выплавка чугуна увеличилась в 6 раз, стоимость продукции машиностроения - более чем в 4 раза. К началу XX в. отрасли группы "А" (производство средств производства) давали по стоимости около 40% всей продукции.
Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным, Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность Юга России. За 1890- 1899 гг. доля Юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна - с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали - с 17,8 до 44%. Другую-картину представляла промышленность Урала: ее доля в металлургическом производстве снизилась с 67% в 70-е гг. до 28% в 1900 г.
Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е гг. XIX в. процесса монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов. Союз фабрикантов рельсовых скреплений. Вагонный союз и др.).
Во второй половине 90-х гг. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении "сфер интересов" крупнейших банков в промышленности. К 1900 г- Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях.
Бурные темпы промышленного подъема 90-х гг. во многом стали возможны благодаря экономической политике министра финансов С. Ю. Витте, использовавшего традиционные методы государственного вмешательства в экономику. Был усилен протекционизм, в 1894 г. введена винная монополия,. Важным мероприятием его финансовой политики стала денежная реформа 1897 г.: благодаря собранным в результате повышения налогов, роста добычи и покупки золота, заключения внешних займов средствам стало возможным ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных купюр, что помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. Затем была осуществлена реформа торгово-промышленного налогообложения, с 1898 г. стал взиматься промысловый налог.
В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время, вплоть до 1909г., промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.
Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразил отрасли тяжелой индустрии - металлургическую и машиностроение. Если в целом промышленное производство в России в 1900-1903 гг. сократилось на 5%, а потребление хлопка совсем незначительно - на 0,6%, то выплавка чугуна уменьшилась на 15%, прокат рельсов - на 32%, производство паровозов и вагонов - на 25-37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работали 112 тыс. рабочих.
Гибель множества мелких и средних предприятий стимулировала появление в начале 90-х гг. XIX в. монополистических объединений - от простейших картелей до синдикатов. В начале 900-х гг. была" найдена организационная форма коммерческой легализации сбытовых монополий - синдикаты стали действовать под видом специально учреждаемого торгового общества, которому его учредители - участники объединения передавали право на продажу продукции.
В начале 900-х гг. монополии утвердились во всех основных отраслях российской промышленности, производивших средства производства; в черной металлургии господствующее положение заняли рельсовый картель (1900), синдикат "Продамет" (1902), стрелочный синдикат (1902), картель заводов, изготавливавших кровельное железо, позднее преобразованный в синдикат "Кровля" (1906). В машиностроении и металлообработке начали действовать синдикаты "Продпаровоз" (1901), "Продвагон" (1902), "Гвоздь". Добыча угля на Юге России была монополизирована синдикатом "Продуголь" (1904). В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболее концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но .сосредоточение в их руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли, производившие предметы потребления. В текстильной промышленности, в частности, возникло большое число регионально-отраслевых объединений картельного типа.
Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в "финансовой реорганизации" пошатнувшихся предприятий. Петербургский международный банк, например, не только сохранил, но и расширил свою "сферу интересов". В первый ряд выдвинулся Азовско-Донской банк, прибравший к своим рукам многие предприятия Юга России, в основном горнопромышленные ц сахарные.