Общественно-политические движения

 С приходом к власти брежневского руководства стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств стали возникать целые группы не согласных с режимом и открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Это неформальное общественное движение, возникшее в середине 60-х гг. и ставившее на первое место защиту прав граждан, получило название диссидентства.
Датой рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 г., когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами.
Параллельно этому возникла бесцензурная печать ("самиздат"). С апреля 1968 г. диссидентскому движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два-три месяца, сообщая о посягательствах властей на свободу личности. Среди диссидентского движения определились свои лидеры - А. Д. Сахаров, Ю. Галансков, А. Гинзбург, В. Буковский, А. Амальрик, Л. Богораз, Н. Горбаневская, А. Вольпин.
Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на период 1968-1976 гг. Подавление Пражской весны 1968 г. в Чехословакии внутри СССР обернулось "закручиванием гаек" в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет, журналов увольнялись неугодные редакторы и журналисты. Ужесточилась цензура. Конец 60-х - начало 70-х гг. ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты "Краткого курса". Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со, стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.
Судебное преследование в 1965 г. писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского за публикацию за границей литературных произведений, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками А. Гинзбургом и Ю. Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения. Стали возникать элементы координации. Самиздат, до того по большей части художественный, стал насыщаться публицистикой, социально-политической эссеистикой. Например, была опубликована работа А. Д. Сахарова "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (июнь 1968).
В конце 60-х гг. основные течения диссидентов объединились в "Демократическое, движение" с весьма размытой структурой, состоявшее из трех идеологических направлений, возникших в послесталинский период:
"подлинного марксизма-ленинизма", представленного, в частности, Роем и Жоресом Медведевыми; западного либерализма в лице академика А. Д. Сахарова; "христианской идеологии", защищаемой А. И. Солженицыным. "Демократическое движение" было очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами правозащитного движения - А. Селженицына и А. Сахарова, оно нашло признание за границей.
Помимо весьма узких кругов интеллигенции протест выражали и другие слои общества: католические круги Литвы; евреи, недовольные ужесточением иммиграционной политики в 1970-1985 гг.; часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой иммиграцией из России и политикой русификации. Кроме этого, в различных слоях населения складывались своеобразные формы протеста против официальной политики и идеологии, которые подчеркивали расхождение с официально признанными нормами и ценностями:
протест большой части молодежи, привлеченной образцами западной культуры (в частности, поп-, а затем и рок-музыкой); экологические кампании (против загрязнения озера Байкал, поворота сибирских рек в Среднюю Азию); критика деградации экономики молодыми "технократами", работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра (например, в Сибири); создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.
Параллельно возрождению некоторых форм национального протеста в 60-70-е гг. происходило возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Восстанавливаются храмы, публикуются книги о русской православной религиозной традиции, в которых выражается сожаление о разрушении этой традиции, среди интеллигенции возникает мода коллекционировать иконы и устраивать домашние выставки.
Этот процесс проходил вне рамок официальной церкви, строго контролировавшейся партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности. Поэтому, а также из-за ее тесного сотрудничества с властями, церковь критиковали Солженицын, священники Г. Якунин, Д. Дудко, Н. Эшлиман. В СССР действовала небольшая группа христианских диссидентов - Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, имевший около 30 членов, в Москве существовал религиозно-философский семинар. Особенно серьезным изданием был журнал "Вече", редактировавшийся в 70-е гг. В. Осиновым, который предоставлял свои страницы авторам самых различных убеждений.
Наряду с неофициальными общественными движениями в 60-80-е гг. шел интенсивный рост официальных общественных организаций. Одновременно нарастал процесс их бюрократизации. Кроме самых крупных и представительных, таких как профессиональные союзы, ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших определенное влияние в обществе можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест И ряд других. Но эти организации не являлись, по существу, общественными, они финансировались из бюджета, ими руководили партийные органы. Как профсоюзы, так и комсомол утрачивали последние элементы демократизма, шло интенсивное разбухание их управленческого аппарата. Членство в этих организациях постепенно становилось принудительно-обязательным.

Другие записи

10.06.2016. Экономические реформы эпохи "застоя".
Экономическая реформа второй половины 60-х гг Консервация условий политической деятельности и баланс интересов основных групп советской госпартноменклатуры обеспечивали видимое единство советских руководителей.…
10.06.2016. Итоги социально-экономического развития к середине 80-х гг.
 Экономика страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость реформы 1965 г., она несколько задержала темпы сокращения производства, но с начала 70-х гг. они…
10.06.2016. Кадровая политика Л. И. Брежнева
 "Дворцовый переворот" на октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС впервые сместил "первое лицо""- человека, обычно выходившего победителем из внутрипартийных схваток. На этот раз молодое поколение партийно-государственной…