“Стабильность” системы власти

 В целом период 1965-1984 гг. был временем относительно медленной эволюции институтов высшей партийной и государственной власти в СССР в рамках существующего общественно-экономического строя. Этот этап в развитии советской системы впоследствии был назван "застоем", когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.
За рассматриваемый период институты государственной власти не претерпели существенных изменений. Это отражало формальность существующего государственно-политического устройства. По-прежнему высшим органом власти был Верховный Совет, который делился на Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы в Верховный Совет проходили регулярно раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Как и ранее, сессии Верховного Совета представляли собой формальные акты одобрения решений, которые принимались в высших эшелонах власти.
Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов. В 1965-1985 гг. они выбирались и собирались на сессии регулярно, но так же, как и Верховный Совет, не решали каких-либо конкретных дел. Как и раньше, высшим постоянно функционирующим органом государственной власти, был Президиум Верховного Совета СССР. В декабре 1965 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. В. Подгорный, в 1977 г. его сменил Л. И. Брежнев, который находился на этом посту до своей смерти в ноябре 1982 г.
Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов. В центре ими являлись Президиум Верховного Совета и Совет Министров, на местах - исполкомы Советов. Система была жесткая и отдававшая предпочтение вертикальным связям. Аппарат КПСС по-прежнему контролировал всю работу советских органов.
Во второй половине 60-х - начале 70-х гг. Верховный Совет СССР принял ряд постановлений, которые расширяли права и полномочия членов Советов различных уровней. Но все они носили формальный характер и не свидетельствовали о расширении демократии. Отсутствие реальной власти у Советов приводило к пассивности населения и падению политической и общественной активности. Постепенно те формы общественного самоуправления, которые стали зарождаться в период "оттепели" если не исчезли совсем, то превратились в бюрократические организации.
Высшим исполнительным органом страны был Совет Министров СССР. В 1978 г. в Совете Министров был образован Президиум, что было вызвано прежде всего серьезным увеличением его численности и возросшей сложностью управления. В 1964 г. председателем Совета Министров был назначен А. Н. Косыгин, который находился на этом посту до своей смерти в 1980 г. С 1980 по 1985 г. Председателем Совета Министров СССР был Н. А. Тихонов. Отличительной особенностью правительства в этот период был интенсивный рост аппарата. Новые министерства и ведомства появлялись почти каждый год. Если в октябре 1965 г. было 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств, то уже в 1975 г. количество их возросло до 135, а к середине 80-х гг. министерств и ведомств министерского уровня насчитывалось до 160. Увеличение аппарата управления привело к тому, что он стал самым большим (за исключением китайского) бюрократическим аппаратом в мире. К середине 80-х гг. в нем работало около 18 млн человек, что составляло '/у всего трудоспособного населения СССР.
После смерти Брежнева пришедший к власти Ю. В. Андропов (ноябрь 1982. г.- - Генеральный секретарь ЦК КПСС, июнь 1983 г. - Председатель Президиума Верховного Совета СССР) предпринял попытку придать эффективность партийно-административному бюрократическому аппарату без каких-либо структурных изменений, путем усиления репрессивных органов, прежде всего КГБ. Реальных результатов добиться он не смог, так как партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями. В то же время он нанес определенный урон конкурирующей группировке высших госаппаратчиков, что привело к ослаблению сплоченности и единства последних. В феврале 1984 г. Андропов умер, так и не завершив начавшуюся чистку.
Стабилизация основных политических и государственных институтов власти и управления в стране, достигнутая к середине 70-х гг., выразилась в принятии в 1977 г. новой ("брежневской") Конституции СССР. На XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая бы отразила переход к коммунизму и создание в СССР общенародного государства. В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. После смещения Хрущева советское руководство отказалось от мифа о построении в СССР к 1980 г. коммунистического общества. Было найдено новое понятие "развитой социализм", Которое должно было заменить в официальной идеологии необдуманные новации Хрущева. Это понятие позволяло несколько уменьшить разрыв между теорией и практикой, отодвинуть в далекое будущее идею об отмирании государства. Упор делался теперь на совершенствование общества "развитого социализма", укрепление его государственных институтов. Конституция 1977 г. с формально-юридической точки зрения закрепляла множество важных норм демократии, была направлена на законность, развитие самоуправления граждан.
Согласно ей Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем самым подчеркивались социальная однородность общества, провозглашенная официальной идеологией вместе с идеей "развитого социализма".           
В 6-й статье Конституции 1977 г. формально узаконивалось монопольное положение КПСС в политической системе как "руководящей и направляющей силы" советского общества, "ядра его политической системы", государственных и общественных организаций. Именно эта черта, а также постоянное соседство слов "социалистический" с "законностью" и "демократией" указывало, что новая Конституция не является основой для создания правового государства в западном смысле, а является истинно "советским" продуктом.

Другие записи

10.06.2016. КПСС в 1964—1985 гг.
 В признании монопольного положения КПСС в политической системе авторы Конституции не ушли далеко от истины. В 1965-1985 гг. КПСС по-прежнему была "ядром политической системы советского общества". Продвижение…
10.06.2016. Общественно-политические движения
 С приходом к власти брежневского руководства стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и…
10.06.2016. Экономические реформы эпохи "застоя".
Экономическая реформа второй половины 60-х гг Консервация условий политической деятельности и баланс интересов основных групп советской госпартноменклатуры обеспечивали видимое единство советских руководителей.…
10.06.2016. Итоги социально-экономического развития к середине 80-х гг.
 Экономика страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость реформы 1965 г., она несколько задержала темпы сокращения производства, но с начала 70-х гг. они…
10.06.2016. Кадровая политика Л. И. Брежнева
 "Дворцовый переворот" на октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС впервые сместил "первое лицо""- человека, обычно выходившего победителем из внутрипартийных схваток. На этот раз молодое поколение партийно-государственной…