Курс на ускорение социально-экономического развития

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы "развитого социализма" на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить "дополнительные резервы и преимущества" социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый "человеческий фактор") прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии "ускорения" социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания "социалистического энтузиазма" в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.
1985-1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление "борьбы с пьянством" ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных "кампаний" этого периода относились: широко разрекламированная программа "Жилье-2000" (апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение в стране пресловутого "квартирного вопроса" и "школьная реформа", в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского "монстра" - Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств, ведающих управлением"сельского хозяйства;
формирование исполнительной "вертикали" областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции- госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях.
Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации "стратегии ускорения" (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология "штурмовщины" на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной "сверхсекретности объекта", советское руководство официально сообщило лишь через две недели. В результате этой трагедии радиоактивному заражению подверглись обширные и густозаселенные районы Украины, Белоруссии и РСФСР. В августе того же года произошла катастрофа у Новороссийска: в результате столкновения с другим кораблем затонул пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов", погиб экипаж судна и несколько сотен пассажиров.

Другие записи

10.06.2016. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства
Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма…
10.06.2016. Нарастание социально-экономических кризисных явлений в СССР к середине 80-х гг.
Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и…
10.06.2016. Неформальные общественные организации. Зарождение многопартийности
 Все другие общественно-политические организации, входившие в структуру советской государственной системы, в конце 80-х гг. попали в глубокий кризис. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Если…
10.06.2016. Политика перестройки
 В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985-1986 гг., 2) 1987-1988 гг. и 3) 1989-1991 гг.В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти - Советов…
10.06.2016. КПСС в условиях перестройки
 Отличительной чертой было падение политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы, Этот процесс происходил постепенно. Суть состояла в усилении противоречий…