Август—декабрь 1991 г.: хроника событий

 Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. Но влияние партийных работников на экономическую и политическую жизнь не исчезло, так как активная их часть давно уже участвовала в новых сферах жизни России и других республик. Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу президента РСФСР был временно закрыт ряд газет, прежде всего "Правда", "Труд", "Советская Россия" и некоторые другие. Но вскоре в результате протестов общественности они были вновь открыты.
После победы демократической революции процессы, которые шли в экономической, политической, идеологической и других сферах жизни общества, резко ускорились.
В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентрироваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре - ноябре все основные законодательные акты вводились не постановлениями парламента, а указами Президента.
После событий августа 1991 г. значение Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г., был последним. Съезд заявил о самороспуске. Верховный Совет должен был быть собран в конце сентября в новом составе на основе фиксированного представительства от республик. Но каких-либо актов, имеющих законодательную силу, принято не было, поэтому, когда 21 октября собрался Верховный Совет СССР нового состава, он не имел никаких прав и полномочий. Высшим органом по согласованию между республиками стал Государственный Совет СССР, созданный в сентябре 1991 г. под руководством М. С. Горбачева.
В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений. В сентябре по согласованию с Верховными Советами и президентами нескольких республик был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И. С. Силаев- Наибольшим успехом МЭК была подготовка экономического соглашения, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Армения участвовала в комитете в качестве наблюдателя, государства Прибалтики прислали своих представителей. Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали это соглашение. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма.' Однако экономический кризис продолжался, и, стремясь его смягчить, республики и даже отдельные районы вводили серьезные ограничения на вывоз из них различных продуктов и товаров.
Противоречия в отношении политического союза были значительно более серьезными. -Государства Прибалтики, Украина, Молдова, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе (т. е. с максимально возможными правами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).
На местах Советы практически повсеместно были отстранены от власти, которая концентрировалась в исполкомах, а в ряде мест, таких, как Москва, Санкт-Петербург (так стал называться Ленинград) и некоторых других - в мэриях и префектурах. Происходил процесс ужесточения и централизации власти. Президент РСФСР попытался распространить институт префектов на всю Россию, назначая на эти должности преданных себе людей, но данная политика вызывала резкое противодействие местных властей и успеха в 1991 г. не имела.
После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко, это проявилось, в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, неутихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.
Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре-ноябре они достигли 25-30% в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания.
Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло свою роль и заявление Б. Н. Ельцина 28 октября о том, что с января 1992 г. цены практически на все товары будут отпущены, будет отменен контроль за ростом заработной платы, что в 1992 г. планируется провести массовую приватизацию предприятий промышленности, транспорта, торговли, в сельском хозяйстве должен произойти переход к фермерскому хозяйству. Это заявление вызвало скачок инфляции, резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магазинов. Все стали стремиться придерживать товары и избавляться от денег. Кроме того, ряд республик объявили о введении своих валют, правительство РСФСР также заявило о возможности введения российского рубля. Заявление о прекращении финансирования союзных министерств также усилило панику в финансовых кругах страны. Сложности в народном хозяйстве РСФСР усугублялись отсутствием стабильности и согласованности в кадровой политике российского правительства, где происходили частые конфликты и смены состава.
Надежды на выход из кризиса возлагались на массированную помощь Запада: Получение западных кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 г. превысил, по отдельным оценкам, 70 млрд долларов США и имел явную тенденцию к увеличению.
Политическая активность широких масс населения после попытки августовского путча и последующих выступлений против КПСС заметно пошла на убыль. Каких-либо крупных манифестаций и митингов не происходило. Невелико по сравнению с предыдущими годами было и число забастовок, так как значительная часть работников находилась под угрозой увольнения. Демократические партии переживали серьезный кризис: антибольшевистский пафос, который их объединял, исчез, и они остались перед лицом грядущего всеобъемлющего кризиса общества, из которого не видели выхода. К общим соглашениям лидеры политических партий и движений прийти не смогли, усилилась борьба за власть. Это происходило и на высшем республиканском уровне, и на местах как в России, так и в бывших союзных республиках.