Реформа органов управления

 Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1956 г. председателем его стал Н. А. Булганин, в 1958 г. был назначен Н. С. Хрущев, заместителями - А. Н. Косыгин, А. И. Микоян, Д. Ф. Устинов. Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. В 1956 г. был увеличен процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.) при увеличении союзно-республиканских (с 21 до 29). Но наиболее серьезная административная реформа началась несколько позднее.
Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность, ограничивался объем его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов (в РСФСР - 70, в УССР - 11, в Узбекской ССР - 4, в Казахской ССР - 9, в остальных союзных республиках по одному). Упразднялось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозам. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957-1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов (по авиационной технике, по судостроению, по химии и др.).
Реформа управления 1957 г. не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования, управления производственной деятельностью промышленных предприятий. Хозяйственный механизм реформы 1957 г. не только воспроизвел сложившийся и ранее отработанный административный механизм, но и усилил все его качественные параметры - адресное директивное планирование, фондирование материально-технических ресурсов и их централизованное распределение, административное (внедоговорное) прикрепление производителей и потребителей, административное ценообразование, бюджетное финансирование как текущей деятельности промышленных предприятий, так и процесса воспроизводства их основных фондов.
В сущности, реформа сводилась к формальной, организационно-структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса страны в целом, а также его отдельных отраслевых комплексов. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учета отраслевого разреза в развитии экономики.
Реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне I960 г, были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР. Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счете определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной. Вместе с тем на момент начала демонтажа созданная модель управления еще обладала значительным потенциалом развития.
После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в 1964 г. реформа стала еще более активно сворачиваться и к началу 70-х гг. была полностью ликвидирована. Была восстановлена прежняя структура исполнительной власти.

Другие записи

10.06.2016. Трагедия в Новочеркасске
 Весной 1962 г., пытаясь приблизить цены на продукцию сельского хозяйства к реальным затратам на ее производство, правительство перенесло повышение оптовых цен (20-30%) на розничные цены. ЦК КПСС совместно…
10.06.2016. Промышленность. Начало НТР
 Период "оттепели" стал временем наиболее заметного подъема в советской экономике, который достигался как за счет трудового энтузиазма широких масс, так и в результате реформирования хозяйственного механизма.…