Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1955 гг.

Переход экономики на мирные рельсы. За годы Великой Отечественной войны наша страна понесла не только огромные людские потери, но и колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой - около 3 триллионов рублей. В 1945 г. перед страной с населением в 160 млн человек встала небывало сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы.

.Прежде всего необходимо, было провести демобилизацию огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн человек.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или "пораженными в правах".     

4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство - колхозы, совхозы и МТС, где количество трудоспособных работников к 1946 г. было на 30% ниже довоенного уровня, а валовое производство упало на 40%.

Процесс перехода от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления, который был совершенно свернут в годы войны, перераспределения ' материальных, ' финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии. Исходя из сложившихся новых условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950 гг.).

Особенно тяжелым было положение тех территорий страны, где велись боевые действия и где был установлен режим оккупации. До войны в этих районах проживало 88 млн человек, или 45% всего населения СССР, здесь выплавлялось 68% чугуна, 58% стали, 57% проката черных металлов, добывалось 63% угля, производилось более половины сельскохозяйственной продукции.

После освобождения промышленность и сельское хозяйство этих территорий функционировали менее чем наполовину. Это являлось одной из причин того, что к концу войны резко снизилось производство продукции во всех отраслях народного хозяйства. Другой причиной была неспособность промышленности быстро переключиться на гражданские нужды. Выплавка чугуна в 1945 г. по сравнению с 1940 г. снизилась с 14,9 до 8,8 млн т, стали - с 18,3 до 12,3 млн т, производство хлопчатобумажных тканей сократилось более чем в 2 раза, кожаной обуви - в 3, сахара - почти в 5. раз, а производство предметов потребления в целом составило лишь 59% довоенного уровня.

В результате сокращения посевных площадей почти на '/з и снижения урожайности в 1945 г. зерна было собрано в 2 раза меньше, чем в 1940 г., сахарной свеклы и подсолнечника - в 3 раза, картофеля - почти на \/^, хлопка-сырца - почти в 2 раза. Уменьшилась количественно и предельно износилась сельскохозяйственная техника. Крупнейшие заводы сельскохозяйственного машиностроения - Сталинградский и Харьковский тракторные, Ростсельмаш и другие оказались почти полностью разрушенными.

Сельскохозяйственная продукция в целом сократилась в 1945 г. по сравнению с довоенным 1940 г. на 60%. Глубочайший кризис, который переживало сельское хозяйство, усугубила катастрофическая засуха 1946 г., поразившая наиболее плодородные регионы страны - Поволжье, Северный Кавказ, Центральную черноземную область, Украину и Молдавию.

Трудностями сопровождался также единовременный процесс восстановления промышленности и ее конверсии Если в 1945 г. валовая продукция промышленности составляла 92% уровня 1940 г., то в 1946 г. этот показатель снизился до 77%. Однако выход был найден: с одной стороны, сохранялся военно-промышленный комплекс, что обеспечивало трудоустройство основной массы демобилизованных, а с другой - интенсивно развивались отрасли легкой промышленности, что обеспечивало высокий процент накопления. За счет него и частично за счет конверсии военного производства быстро росли объемы гражданского машиностроения.

Итоги четвертой пятилетки. В годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий. На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с предвоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Уже в 1946 г. был перекрыт уровень 1940 г. по производству электроэнергии, в 1947 г. - угля, в 1948 г. - стали. Одновременно происходило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий, в основном за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии по репарациям (на общую сумму 4,3 млрд долл.). В результате достаточно быстро была восстановлена металлургическая и топливно-энергетическая база страны. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. В 1949 г. мощность тракторного парка сельского хозяйства превзошла довоенный уровень.

Частично к концу четвертой пятилетки были преодолены тяжелые последствия войны и в сельском хозяйстве. Его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня, были восстановлены важнейшие отрасли земледелия. Мяса, молока, шерсти и яиц было произведено больше, чем до войны. Однако главная часть государственных вложений приходилась на восстановление промышленности. Помощь государства колхозникам выражалась лишь в поставках сельскохозяйственной техники, за которую они расплачивались сельскохозяйственной продукцией. Кроме того, крестьянство было обложено непосильными денежными и натуральными налогами, а плановые государственные закупки производились по крайне низким ценам, значительно ниже себестоимости. Таким образом, подъем сельскохозяйственного производства был достигнут в значительной степени за счет очередного ограбления крестьянства.

К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт, но сооружение новых железнодорожных магистралей, в том числе такой крупной, как Южносибирская, шло очень медленно.

В послевоенные годы несколько вырос уровень жизни советских людей в городах. В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно была проведена денежная реформа, произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 руб. старых денег на 1 руб. новых. Реформа оздоровила финансовую систему, но отрицательно сказалась на благосостоянии широких слоев населения. После 1947 г. происходило понижение розничных цен в городах. За период с 1947 по 1950 г. они снижались в пять раз. В 1950 г. цены были на 43% ниже, чем в 1947 г. Росли и общественные фонды потребления, в том числе суммы отчислений на социальное страхование, пособия одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Однако все это достигалось в основном за счет выкачивания все новых и новых средств из деревни, которая влачила жалкое существование. Временное показное увеличение благосостояния жителей городов было достигнуто за счет разорения деревни, где в 1946- 1949 гг. к колхозам было прирезано 10,6 млн га приусадебных участков, после чего сельскохозяйственные кризисы в СССР приобрели перманентный характер.

Развитие экономики в 1951-1955 гг. В пятой пятилетке (1951-1955) рост промышленного производства определялся на 70% больше по сравнению с уровнем 1950 г. Развертывалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Прибалтике, Поволжье, Закавказье. Вырос объем капиталовложений. После сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС была несколько уменьшена централизация промышленности, расширены права союзных республик и местных органов в управлении ею. За 1954-1956 гг. в ведение республик перешло из союзных министерств около 15 тыс. промышленных предприятий. Удельный вес республиканской промышленности в выпуске продукции страны вырос с 32% в 1951 г. до 55% в 1956 г. Децентрализация даже в таком незначительном объеме имела для развития промышленности положительное значение.

В годы пятой пятилетки был осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию системы оплаты и нормирования труда, что обеспечило преимущественное развитие тяжелой промышленности. Одновременно продолжала развиваться легкая промышленность, и особенно производство предметов культурно-бытового назначения.

В 1953 г. на сентябрьском пленуме ЦК КПСС был выработан новый курс на развитие сельского хозяйства, которое к этому времени находилось на уровне 1926- 1929 гг., при том что население страны значительно выросло, а около 57% жителей продолжало оставаться сельчанами. Были сделаны определённые шаги для повышения материальной заинтересованности колхозников в сельскохозяйственном производстве, в частности повышены закупочные и заготовительные цены, снижены нормы обязательных государственных поставок, капитальные вложения в сельскохозяйственное машиностроение увеличены в 1,5-2 раза. Но сельское хозяйство было уже настолько подорвано, что эти меры не могли вывести его из состояния глубочайшего кризиса. Как попытка выхода из него было принято решение начать освоение целинных и залежных земель, прежде всего в Казахстане. Эта программа начала осуществляться с 1954 г.

В первой половине 50-х гг. происходило определенное повышение материального благосостояния населения, причем как в городе, так и в деревне. В городе основной упор был сделан на усиление роли денежной заработной платы в общем росте реальных доходов. В деревне доходы крестьян росли за счет увеличения выплат по трудодням и снижения налогов на приусадебное хозяйство. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован.

 

Другие записи

10.06.2016. Отношения СССР со странами Восточной и Центральной Европы. “План Маршалла”
В отличие от западных стран государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не…
10.06.2016. Правоохранительные органы. Репрессивный аппарат.
 Во время Великой Отечественной войны система судопроизводства, закрепленная в Конституции, и даже судебная практика конца 30-х гг. были, в сущности, отменены. Органами правосудия в годы войны стали общие…
10.06.2016. Смерть Сталина и борьба за власть
 И. В. Сталин скончался 5 марта 1953 г. На следующий день состоялось совместное заседание трех органов - ЦК партии, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР. Заседание утвердило подготовленное…
10.06.2016. Апогей сталинизма в государственно-политическоем развитии СССР
Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали…
10.06.2016. Внешняя политика СССР после смерти Сталина
 Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением…