Внешняя политика в 1921—1927 гг.

Завершение гражданской врйны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории- бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства. В то же время революционная война, которую большевики пытались вести в Европе (ярким примером была Польша), и поддержка революций в европейских странах (прежде всего в Германии и Венгрии) завершились неудачей. Надежды лидеров большевиков на мировую коммунистическую революцию не были реализованы. После поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы к мировой революции были сняты с повестки дня. Невозможность решить проблему победы над империализмом в ближайшее время военным путем поставила перед советским руководством задачу нормализации отношений с внешним миром.

Нормализация отношений с европейскими странами. Крайне тяжелое внутреннее положение Советской России, приход к руководству ее внешней политикой прагматически настроенных специалистов, прежде всего Г. В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны. С 1918 по 1928 г. Г. В. Чичерин, потомственный дворянин, стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел, и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны, так как убедились, что советская власть - это "всерьез и надолго".

Эти два процесса привели к тому, что в начале 20-х гг. стали предприниматься осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Но с самого начала этому процессу мешали многие причины. Прежде всего советское правительство продолжало активно в различных сферах, в том числе и финансовой, поддерживать коммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения. III Коммунистический Интернационал, Исполнительный комитет (ИККИ) которого находился в Москве (председатель - Г. Е. Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в западных странах рассматривалась как подрывная и противозаконная. Кроме того, отказ советского правительства оплатить долги царского , и Временного правительств вызвал резкое недовольство в ведущих странах мира. Подобные действия советского руководства были открытым вызовом всей мировой практике взаимоотношений, что не позволяло западным лидерам активно идти на сближение.               

Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной-летом 1920 г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л. Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений. Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона от требования о немедленном признании Москвой долгов царского и Временного правительств, которые должны были быть рассмотрены на предстоящих переговорах о заключении мирного договора. Советско-английское торговое соглашение от 16 марта 1921 г. был одним из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре после этого, 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т. е. фактически) единственным законным правительством Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.

Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Красному Кресту и Американской ассоциации помощи (АРА) с просьбой о поддержке. Вопрос об оказании содействия советской стране рассматривался в октябре 1921 г. на Брюссельской конференции глав ведущих государств. Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов старых правительств и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. В "Декларации о признании долгов" от 28 октября 1921 г. советское правительство выразило готовность вести переговоры о взаимных требованиях, признании довоенных долгов при условии заключения с Советской Россией мира, признания ее другими страна) 'и и прекращения действий, угрожающих безопасности советских республик. Для обсуждения этих вопросов предлагалось созвать международную экономическую конференцию. На заседании Верховного Совета союзных держав 6 января 1922 г. в Каннах была принята резолюция о созыве такой конференции.

Международная экономическая и финансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран:

РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения была отклонена другими делегациями. Позиция западных держав включала требования уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращение иностранцам национализированной собственности или вознаграждения их за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других государствах. Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должна была бы следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности (всего в сумме 18,5 млрд золотых рублей).

Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.

К обоюдному согласию прийти не удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня - 19 июля 1922 г. Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займов РСФСР и возвращение Россией всех долгов и национализированной иностранной собственности. Советская делегация пошла на уступку, которая заключалась в том, что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.

2-12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения Советского государства о сокращении армий стран - участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.

Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. - 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально не хотели даже приглашать советскую делегацию, а когда она, по настоянию советского правительства, была приглашена, ее допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы о черноморских проливах. Советское предложение о закрытии черноморских проливов для прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовало реальному положению вещей и соотношению сил и поэтому было отвергнуто даже Турцией. Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Несмотря на явную невыгодность данного положения для Советского Союза, его делегация подписала текст конвенции, но советское правительство отказалось ее ратифицировать.

Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор между РСФСР и Германией (16 апреля 1922 г.). Заключение этого договора было расценено в европейских столицах как попытка подорвать международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе. Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России "при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств". 12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. Несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн марок для финансирования советских заказов в Германии 24 апреля 1926 г. СССР и Германская республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В 1926г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн марок, частично гарантированный германским правительством.

Значительно более сложно складывались отношения Советской России с Великобританией. Это было вызвано прежде всего тем, что Великобритания была страной-победительницей и активно участвовала в создании международной системы послевоенного мира, в то время как Германия была побежденной стороной, лишенной многих международно-политических прав. Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайне напряженными. Проявлением этого были события мая- июня 1923 г. 8 мая английский официальный агент в Москве Р. М. Ходжсон вручил М. М. Литвинову, заместителю народного комиссара иностранных дел, меморандум, содержащий ряд ультимативных требований ("ультиматум Керзона"). Они включали в себя следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые промышляли в советских территориальных водах. Английское правительство потребовало от СССР выполнения всех требований в 10-дневный срок. Советское правительство развернуло, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой - опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошло на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.

2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись не послами, а поверенными в делах, что представляло более низкий уровень дипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. были подписаны общий договор и договор о торговле и мореплавании. Согласно общему договору, СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность. Великобритания, в свою очередь, признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Но пришедший в октябре 1924 г. на смену лейбористскому консервативный кабинет не ратифицировал эти договоры и отказался продолжать переговоры с СССР.

Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г. Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании (с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн инвалютных рублей). Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. - в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.

С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается итало-советский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения с Францией. В январе 1925 г. - дипломатические и консульские отношения с Японией. 28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший мирный договор 1920 г. Из великих держав только США не установили в 20-е гг-дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.

Отношения СССР со странами Востока. СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Опираясь на национально-освободительное движение в Китае, возглавляемое Народной партией (Гоминьдан) и рядом патриотических движений на севере страны, СССР попытался усилить здесь свое влияние. В марте 1923 г. по просьбе Сунь Ятсена в Южный Китай была направлена из СССР группа военных и политических советников (П. А. Павлов, В. К. Блюхер, М. М. Бородин и др.), которые оказали практическую помощь в создании политической и военной структуры Гоминьдана и территорий, которые тот освобождал. Помогая Сунь Ятсену, а затем и сменившему его после смерти в 1924 г. Чан Кайши, советское руководство надеялось превратиться в ведущую силу в новом Китае. Эту же цель преследовало и создание в 1921 г. коммунистической партии Китая, которая предполагалась как контролирующая организация в отношении Гоминьдана.

Отказ Чан Кайши от сотрудничества с СССР в 1927 г., высылка советских специалистов и начало борьбы с КПК привели к разрыву всех отношений между СССР и Гоминьданом, который в 1928 г. стал правящей партией Китая. В начале 20-х гг. Москва- налаживала отношения и с другими региональными и центральными правительствами в Китае. 31 мая 1924 г. СССР устанавливает дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным) правительством Китая, против которого вел войну Гоминьдан.

В середине 20-х гг. СССР успешно развивал контакты с другими азиатскими странами. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Хиджазом (ныне одна из областей Саудовской Аравии). 17 декабря 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете, а в 1927 г. - торговый договор с Турцией, благодаря которым значительно упрочились позиции СССР на Ближнем Востоке. 31 августа 1926 г. был заключен договор о нейтралитете и взаимном ненападении с Афганистаном, что позволило создать благоприятные внешнеполитические условия для борьбы против вовлечения этой страны в "антисоветские комбинации". 1 октября 1927 г. был заключен договор о гарантии и нейтралитете, торговое и другие соглашения экономического характера с Ираном, а 1 ноября 1928 г. договор о дружбе и торговле с Йеменом.

Из неазиатских стран дипломатические отношения в августе 1924 г. были установлены с Мексикой, а в августе 1926 г. - с Уругваем. Но эти дипломатические акции носили формальный, чисто процедурный характер.

В целом же необходимо отметить, что в конце 20-х гг. международное положение СССР и влияние на мировой арене значительно возросли. Более того, в условиях мирового экономического кризиса возможность силового воздействия великих держав на политику Москвы значительно ослабла. Именно это позволяло Советскому Союзу, опираясь на идеологический лозунг построения "мировой социалистической республики", иметь "свободу рук" и оказывать существенное влияние на активизацию мирового коммунистического движения, в том числе и в развитых капиталистических странах, активно используя как открытые дипломатические каналы, так и возможности проведения разведывательных операций под эгидой Коминтерна.

 

Другие записи

10.06.2016. Социальное развитие и внутриполитические процессы
В 30-е гг. советское общество стало социально однородным - подавляющая часть населения работала в обобществленном секторе: в 1928 г. рабочие, служащие, колхозники, кооперированные кустари составляли…