Разработка и проведение политики контрреформ.

С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опоры самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования. Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а "религиозно-нравственное и патриотическое направление". Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть инспектора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия среди членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако Александр III утвердил мнение меньшинства.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший уездный предводитель дворянства А. Д. Пазухин.

К осени 1886 г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но Александр П1 вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства: губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов. Постановление земства могло быть отменено губернатором, если он считал его "нецелесообразным".

Вместе с тем, встретив неприятие проекта земского положения в Государственном совете, Александр III счел преждевременным окончательную ликвидацию выборности и всесословности земских учреждений.

Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении, "нелепость" которого, как заметил Александр III, "давно осознана правительством". "Городовое положение" 11 июня 1892г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усиливало права администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Судебные преобразования. Настойчивыми, но осторожными были действия Александра III против "судебной республики"--судебных установлений 1864г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов. Продолжалось наступление на гласность судопроизводства. В дополнением ограничению гласности по политическим процессам, введенному уже в 70-е гг., закон 12 февраля 1887 г. предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887 г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. По закону 7 июля 1889 г. из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация мировых судов в связи с введением института земских начальников в 1889 г.

В целом принятые меры не ликвидировали основные , принципы судебной реформы: несменяемость судей, | гласность и суд присяжных. Задачу полного пересмотра • судебных уставов 1864 г. взялся решить назначенный в 1894 г. министром юстиции Н. В. Муравьев, главный прокурор на важнейших политических процессах. Но завершению судебной контрреформы помешало изменение политической обстановки после смерти Александра III.

 

Другие записи

10.06.2016. Внешняя политика Александра III (“Союз трех императоров”)
Внешняя политика Александра III не случайно принесла ему титул "Миротворец": в его правление страна не вела ни одной войны. В 80-е гг. Россия, сохранила свои внешнеполитические приоритеты. Однако расстановка…
10.06.2016. Воинствующий национализм и русификация окраин
Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением…
10.06.2016. Охранительное самодержавие
Император Александр III  (1881-1894) был вторым сыном Александра II и стал наследником престола в 20 лет, после смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 г. С этого момента он  участвует в заседаниях…
10.06.2016. Экономическая политика Александра III
Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства. В решение первой задачи глава…