Прочие реформы

Земская реформа. Уже в 1864 г. дано было новое "Положение о губернских и уездных  земских  учреждениях".  Прежние   законы   знало  только  сословное самоуправление;      теперь   созданы   были   учреждения   всесословные.    К   заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались  выборные лица от  населения.  Именно  все  землевладельцы,  торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами  определенной ценности,  а также сельские общества  получили право  избирать из своей среды на три года представителей ("гласных")  в уездные земские собрания. Эти собрания  под председательством уездного  предводителя дворянства  собираются ежегодно  на короткий срок для руководства хозяйственными  делами уезда. Уездное  земское собрание избирает из своей  среды уездную земскую  управу,  состоящую из председателя  и  двух членов. Управа есть учреждение постоянное;      на  основании  закона  и полномочий  земского  собрания  она ведает все земские  дела своего уезда. Каждый год  в губернском городе происходит съезд депутатов  от уездных земских собраний  всей губернии. Под председательством губернского  предводителя  дворянства  эти  депутаты  составляют  губернское земское собрание. Оно имеет своим предметом общее руководство хозяйственными делами целой  губернии.  Для постоянного  ведения этих дел  оно избирает  из своей  среды  губернскую  земскую  управу,   состоящую  из  председателя   и нескольких  членов. Деятельность  земских  учреждений  ("земств")  подчинена надзору губернаторов и Министерства внутренних  дел. В случаях недоразумений земствам предоставлено обращаться с жалобами в Сенат.

      Ведению  земств подлежат  дела  по  народному образованию, попечение  о народном здравии,  продовольственное  дело,  дорожное дело,  страховое дело, ветеринарное   дело.   Школы,   благотворительность,   медицинская   помощь, устройство  дорог и мостов, взаимное страхование от  огня и  прочие  земские дела требуют больших средств. Поэтому  земствам предоставлено право облагать население  уездов  сборами и  повинностями  на земские  нужды,  образовывать земские капиталы, приобретать имущества.  При своем полном  развитии земская деятельность должна  была  достичь  большой  сложности и  охватить собой все стороны местной жизни. Таким образом, новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословными, но и расширили круг его полномочий. Ранее, до реформ, всем уездом управляла дворянская корпорация, представлявшая собой весь состав  полноправного  уездного населения.  Право самоуправления  имело тогда  в  виду  односословные,  дворянские интересы.  В  новых  земствах  за дворянами  было  сохранено  преобладание;  но к участию в  ведении  земского хозяйства  были   привлечены   и   все   прочие   жители  уезда,  обладающие имущественным  цензом, а также  и  крестьянские  общества.  Место  сословных интересов заступили  общеземские  нужды и интересы. Самоуправление  получило столь   широкий  характер,   что   многими   было   понято  как  переход   к представительному образу правления. Поэтому со стороны правительства, вскоре же  по  введении  земских  учреждений,  стало  заметно  намерение удерживать деятельность земств в круге исключительно местных дел и не дозволять общения между собой земских корпораций различных губерний.      Немногим  позднее  земского самоуправления  созданы  были. новые  формы городского самоуправления. "Городское положение 1870 года"  оставило  в силе старое разделение  горожан  на купцов  с  их гильдиями,  ремесленников с  их цехами и т. д. Независимо от этих корпораций по  новому закону все горожане, платящие городские повинности с их земли, торга  и  промысла, получили право сообща  избирать  гласных  в  городскую думу,  которая  должна  была  ведать городское хозяйство так же,  как земства  ведали земское  хозяйство. Гласные избирают из  своей среды городского голову и  членов  городской управы. Дума собирается   по  мере  надобности;  управа  же  действует   как   постоянный исполнительный   орган  думы.  Срок   выборных  полномочий   в  городах   -- четырехлетний. За деятельностью городских дум и  управ наблюдает  губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.

      Не только новый порядок управления, но вместе с тем и общая  перемена в общественном строе повлияла благотворно на развитие городской жизни в России во второй  половине  XIX в.  До крестьянской  реформы в большинстве губерний продолжалось  господство   патриархальных   форм   крепостного   помещичьего хозяйства,  сохранившего  в  себе  до  последнего  времени  черты  хозяйства натурального. Города имели  мало покупателей и потребителей из  уездов, были скудны капиталами; население их  не отличалось предприимчивостью, было бедно и невежественно. С освобождением крестьян оживилась  уездная жизнь; возникло земство  с  его хозяйственными  предприятиями; началась  усиленная постройка железных  дорог; было  основано  много  торгово-промышленных  предприятий  и банков.  хозяйственной  жизни   государства   отозвался  на   городах  самым решительным  образом;  города  ожили  и,  пользуясь  новым  самоуправлением, приняли совсем иной вид. Из административных центров они стали  превращаться в центры народнохозяйственной деятельности.

      Одновременно с земской реформой была подготовлена и судебная. В 1864 г. были  изданы   новые  "Судебные  уставы",  изменившие  старые  формы  нашего судоустройства и судопроизводства.

     Вместо  сословных екатерининских судов был  учрежден суд  бессословный, "равный для всех подданных". Мелкие дела были отнесены к ведомству  мирового суда.  Мировые судьи,  избираемые уездными земскими собраниями  и городскими думами,  должны  были  судить  в  уездах и  городах  мелкие  преступления  и разбирать тяжбы,  склоняя по возможности стороны  к примирению и полюбовному решению дел. Недовольные приговором мирового  судьи могли жаловаться на него в  местный  съезд мировых  судей.  Мировым судьям  было  подведомственно все население  "мировых участков", кроме крестьян, которым были дарованы  особые волостные  суды для решения дел, возникающих в крестьянской  среде. Для суда по  делам  более важным в губернских городах были  открыты окружные  суды  с отделениями уголовными и  гражданскими. Дела гражданские разбирались судьями (председателем  и членами  суда)  без  присяжных  заседателей.  По делам  же уголовным  (более  важным)  в  состав  суда  обыкновенно  входили  присяжные заседатели,  привлекаемые  по  жребию   из  местного   населения.  Присяжные заседатели   решали  по   совести  вопрос  о   виновности  или  невиновности подсудимого; судьи же на основании вердикта присяжных или освобождали его от суда,  или  же  приговаривали к  соответственному  наказанию.  На  приговоры окружных судов можно было приносить жалобы в судебные палаты или же в Сенат. Для окончательного решения дел по жалобам на низшие инстанции были назначены кассационные  департаменты  Сената,  которому  принадлежал  общий надзор  за отправлением  правосудия  в государстве.  Таким  образом,  новые  суды  были обособлены от администрации. Судьям была дана несменяемость и независимость. В  суды  был  введен общественный  элемент в  лице присяжных  заседателей  и выборных  мировых   судей.   Приняты  меры  к   ускорению   делопроизводства определением  точных  сроков  для  различных  судебных  действий.  Император Александр с полным основанием мог сказать, что дает своему  государству "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных".

      В   новых   судах  были  изменены   все   основания   судопроизводства. Дореформенный  суд заслужил дурную славу тем,  что  нисколько не обеспечивал правосудия. Старые суды находились под сильным влиянием администрации и были доступны   подкупам.    Следствие   велось   полицией   неумело,   мешкотно; подозреваемого в преступлении стращали и истязали, чтобы добиться признания. Самый  суд  происходил  в  отсутствие  обвиняемого,  на  основании  бумажных сведений о деле. Защиты не существовало. Приговор постановлялся не по живому убеждению  судей, а по формальным соображениям. Жаловаться  на приговор было трудно. Судебные уставы 1864 г. ввели новые порядки. Следствие о всяком деле поручается особому  судебному следователю.  Добытый  им на  "предварительном следствии"  обвинительный материал поступает в суд. Суд в своем заседании, в присутствии обвиняемого  и присяжных заседателей, производит новое "судебное следствие" по делу. У обвиняемого при этом  должен  быть защитник из опытных адвокатов-юристов. На суде может присутствовать публика.  Таким образом, суд производится  устно  и   гласно.  Обвинитель-прокурор   и   адвокат-защитник принимают  все  меры  к  выяснению  дела.   Между  ними  происходит  как  бы состязание, высшая цель которого  -- обнаружение истины в деле. На основании судебного   следствия   присяжные  выносят   свой  вердикт  (после   тайного совещания),  а  суд  постановляет  приговор. В  гражданских  делах тяжущиеся стороны (истец  и  ответчик или же их  поверенные -- адвокаты)  представляют суду доказательства своей  правоты  и  основания  своих  исков. Суд,  оценив объяснения сторон,  постановляет свое решение в пользу той, которую признает правой, таким образом и  здесь, как в делах  уголовных, судоговорение  имеет характер состязательный, дающий возможность участникам дела выяснить все его подробности.

      Судебные  уставы 1864  г.  пользуются прекрасной  славой как по высоким гуманным  началам,  положенным в их  основу, так  и  по  достоинству  своего исполнения. Они дали государству  хорошие суды, заслужившие любовь и доверие населения,  и  положили   начало  воспитанию   нашего  общества  в  чувствах законности.  Одновременно  с  введением  новых  судебных  установлений  была значительно  смягчена и система  наказаний,  существовавшая в России; именно были  отменены  разные виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены или палки, наложение клейм на преступников и т. п.).

      В связи  с  общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. В 1874 г. дан был Устав о всеобщей воинской повинности, совершенно  изменявший  порядок  пополнения  войск.  При  Петре Великом  все сословия  привлекались  к военной  службе:  дворянство  поголовно,  податные сословия  -- поставкой рекрут. Когда законами XVIII в. дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы, рекрутчина  оказалась уделом низших классов общества,  и притом беднейших, так как богатые  могли откупаться  от солдатства, нанимая за  себя рекрута.  В такой  форме  рекрутская повинность стала тяжелым  и  ненавистным бременем  для населения.  Она разоряла  бедные семьи,  лишая  их  кормильцев,  которые,  можно сказать, навсегда уходили от своих  хозяйств.  Срок  службы  (25  лет)  был таков, что  человек, попав  в солдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды. По новому закону к отбыванию воинской  повинности призываются  ежегодно  все  молодые  люди,  достигшие в данном году 21 года. Правительство определяет каждый год потребное для войск общее число  новобранцев  и по  жребию  берет из всех  призывных  только это число; остальные зачисляются в ополчение. Взятые в  службу числятся в ней 15 лет;  6 лет  в  строю и 9 в  запасе. Новая  система комплектования войск, по самой  идее  своей,  должна  была  привести к глубоким  переменам в  военных порядках.  Вместо суровой солдатской муштровки, основанной  на взысканиях  и наказаниях, вводилось разумное  и гуманное  воспитание солдата,  несущего на себе   не  простую  сословную  повинность,  как  было  раньше,  а  священный гражданский долг защиты отечества. Кроме военной выучки солдат учили грамоте и старались развить в них сознательное отношение  к своему долгу и понимание своего  солдатского  дела.  Долговременное  управление военным министерством графа  Д. А. Милютина было ознаменовано рядом  просветительных  мероприятий, имевших  целью  насадить военное  образование в  России, поднять  дух армии, улучшить военное хозяйство.

      Всеобщая  воинская  повинность   отвечала  двум  потребностям  времени. Во-первых, невозможно было оставить старый порядок пополнения войска при тех общественных  реформах, которые вели к уравнению всех  классов общества пред законом  и государством;  во-вторых, надобно было поставить  русское военное устройство в уровень с западноевропейским. В государствах Запада, по примеру Пруссии, действовала всеобщая  воинская повинность, превращавшая население в "вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного. Армии старого  типа  не  могли  равняться  с  новыми  ни   по  силе  национального воодушевления, ни по степени  умственного развития и технической подготовки. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении.

       Государственное хозяйство. Военные расходы, вызванные Восточной войной, и  предпринятая  правительством  выкупная операция заставляли  правительство выходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов  не хватало на покрытие расходов; требовались займы для погашения  ежегодных  дефицитов. Правительство было  вынуждено обращаться  к кредиту: оно занимало  деньги за границей, прибегало  к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем  количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов  по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в  былое время падали  ассигнации. Перед  правительством  становилась  задача  --  упорядочить  государственное хозяйство, чтобы  восстановить равновесие в бюджете  и поднять курс бумажных денег.  Были  предприняты  некоторые  финансовые реформы  (1863). Установлен определенный  и точный порядок составления ежегодных  смет прихода и расхода по  всем  ведомствам.  Общая  государственная  роспись  доходов  и  расходов ежегодно публиковалась во  всеобщее сведение. Введено было "единство кассы", при котором  движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему  распоряжению  Министерства   финансов,   тогда  как  прежде   каждое министерство  имело  свои  особые  кассы  и  само  собирало  свои  доходы  и производило  расходы. За правильностью  исполнения смет  должен  был следить заново преобразованный  государственный контроль.  Таким образом  достигнута была  большая  правильность  финансового  управления  и  установлен  больший порядок   в  ведении  государственного  хозяйства.   Но  равновесие  бюджета достигнуто не было.

      Для  увеличения государственных доходов был принят  ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времени Екатерины II.  Старый порядок  состоял в  том,  что  частные лица покупали у правительства  ("откупали")   право  продажи  вина  в  известном  округе  за определенную  сумму.  По  новому порядку, установленному при  Александре II, вино  могло  продавать  всякое  частное лицо,  но  все  вино, поступавшее  в продажу, облагалось  "акцизом" (особым  налогом  в.  пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак и соль (также  сахар). Были  увеличены некоторые таможенные пошлины.  Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея возможности  строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на  очень  льготных условиях частных лиц и иностранные  капиталы. Несмотря  на  то  что к  железнодорожному  строительству  устремилось  много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть  железных  дорог (в 20  тыс. верст) была сооружена  в скором времени  и оказала громадное влияние на  развитие русской промышленности и торговли.  В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос  в  десять  раз; почти так же увеличился и ввоз товаров  в  Россию. Число торговых  и  промышленных предприятий,  фабрик  и   заводов   заметно  умножилось.  Явились  кредитные учреждения --  банки, во  главе  которых  стал  Государственный банк (1860). Россия   начала   терять   характер    патриархального   землевладельческого государства.  Освобожденный от  крепостной  зависимости  и других  стеснений народный  труд находил  себе применение  в  разных  отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.  Образование.  В  начале  своего  царствования  император  Александр  II отменил  те  стеснительные  меры,  которые были  приняты в отношении учебных заведений   в  последние   годы   императора   Николая  I.  Преподавание   в университетах получило  больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало   того,   был  открыт   доступ   в   университеты  вольнослушателям.  В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская. В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое  царило тогда во  всем обществе. Новизна  и  сложность возникшего положения  скоро привели студенчество к волнениям  и  беспорядкам (1861). В связи  с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет  профессоров  в  каждом  университете   избирал  всех  университетских должностных  лиц  и заведовал  хозяйством  университета; попечителю учебного округа  принадлежало только  наблюдение  за законностью действий совета.  Но учащиеся в университете  студенты рассматривались как  отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не допускались к  посещению лекций.  Такое положение учащихся давало им  частые поводы к неудовольствию  и "студенческим  беспорядкам", составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.      Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задумана была министром народного  просвещения графом Д.  А. Толстым реформа  средней школы.  В начале царствования  императора Александра II (при  министре А. В. Головине)  доступ  в  гимназии  был  открыт  для  детей "всех  состояний без различия  звания  и  вероисповедания".  Самые гимназии были  двоякого  типа: классические  (с  древними  языками)  и  реальные  (без  древних  языков,  с преобладанием естествознания).  Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым) находил, что  реальное образование есть  "одна из важных  причин так  сильно охватившего  наше  учащееся   юношество  материализма,  нигилизма  и  самого пагубного  самомнения".  Единственным средством борьбы с  этим  злом министр считал установление  строго  классической системы образования в гимназиях. В 1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана  была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право  поступления в университеты. Реальные  гимназии были заменены "реальными  училищами"; цель их была в том, чтобы доставлять  учащемуся  юношеству  всех  состояний  общее  образование, приспособленное к  практическим  потребностям  и к приобретению  технических познаний.   Реформой   гр.  Толстого   было   создано   полное  преобладание классической школы в государстве. К  сожалению, школьному классицизму придан был   внешний  формальный   характер:  дело  ограничивалось   грамматическим изучением  древних  языков  при очень большом числе учебных  часов  на  этот предмет. За отсутствием  достаточного числа русских преподавателей латыни  и греческого   языка   пришлось   выписывать   специалистов   из-за    границы (преимущественно чехов); их преподавание не могло нравиться по незнанию  ими русского  языка и русской  школы.  Реформа графа Толстого вообще не вошла  в нравы  нашего общества и возбудила против  себя  прямую  ненависть,  хотя  в основе  своей  имела  правильную мысль  о  высоком  воспитательном  значении классицизма.      Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского  образования.  До  времени  императора  Александра  II   для  девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно  дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии  для   приходящих  учениц  всех  сословий.  Сначала   эти  гимназии основывались  в  ведомстве учреждений императрицы  Марии  (по  почину Н.  А. Вышнеградского), а затем и в  ведомстве  Министерства народного просвещения. Параллельно с  ними  в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться  женские епархиальные  училища с  соответствующим  курсом. Таким   образом,  в   царствование  императора  Александра   дело   женского образования  было   поставлено   широко.  Естественно   рождалась  мысль   о возможности  и  высшего  образования  для  женщин.  Первую  попытку  в  этом направлении   сделал   начальник  петербургских   женских   гимназий  Н.  А. Вышнеградский;  по   его   мысли,   при  женских  гимназиях   были  основаны "педагогические женские  курсы"  для приготовления  преподавательниц (1863). Затем  кружком   передовых   женщин,   при  содействии  профессора   К.   Н. Бестужева-Рюмина    (1878),   были    открыты   "Высшие    женские    курсы" ("Бестужевские")  в  Петербурге.  Наконец,  в  Петербурге   же  существовали некоторое время (с  1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру  Петербурга и в других университетских  городах  стали  возникать по частному  почину  высшие  женские  курсы.  Таким  образом  вопрос  о  высшем образовании  женщин   получил   успешное  разрешение,  несмотря  на  то  что правительство  с большой осторожностью относилось  к делу разрешения женских курсов.

      В  отношении   низшего,   начального  или   народного   образования   в царствование императора  Александра II достигнуты были  большие  результаты. Создан   был,   кроме   старого   типа   начальных   народных   училищ    -- церковноприходских школ, новый тип  светской  начальной школы, перешедшей на попечение   земств.  К  концу  царствования  Александра  II  народные  школы считались  уже  десятками тысяч и  составляли одну  из  самых  важных  забот земства.  Для  приготовления  учителей  в  начальные  школы как Министерство народного  просвещения,  так и земства устраивали  "учительские  семинарии". Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.  

 

Другие записи

10.06.2016. Турецкая война и Берлинский конгресс
  После  Парижского  мира 1856  г. "восточный   вопрос"   для   России  не   потерял  своей   остроты.  Русское правительство не могло отказаться  от старого права покровительства и защиты православных…
10.06.2016. Польское восстание 1863 г.
  Польское  восстание 1863 г.  В течение  четверти века  после  польского восстания 1831 г.  польские области были  спокойны. Конечно, поляки-патриоты не  могли  помириться  с  потерей  политической …