Годы 1698 и 1699

Годы  1698 и  1699.  25 августа  1698  г.  вернулся Петр  в  Москву  из путешествия. В этот день он не был во дворце, не  видел жены; вечер провел в Немецкой слободе, оттуда уехал  в свое  Преображенское. На следующий день на торжественном  приеме  боярства  в Преображенском  он начал  резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными. Не желавшие брить бород скоро стали платить за них  ежегодную  пошлину,   относительно   же  ношения  немецкого  платья  не существовало никаких послаблений для лиц дворянского и городского  сословия, в старом наряде осталось одно крестьянство да духовные лица.  Старые русские воззрения не одобряли брадобрития и перемены одежды, в бороде видели внешний знак внутреннего благочестия, безбородого человека считали неблагочестивым и развратным.  Московские патриархи, даже  последний  -- Адриан  --  запрещали брадобритие; московский же  царь Петр делал его  обязательным, не  стесняясь авторитетом  церковных  властей. Резкое  противоречие  меры царя  с  давними привычками народа и проповедью русской иерархии  придало этой  мере характер важного и  крутого переворота и  возбудило народное неудовольствие  и глухое противодействие  в массе. Но  и более  резкие поступки  молодого  монарха не замедлили явиться глазам народа. Не медля по возвращении из-за границы, Петр возобновил  следствие о том бунте стрельцов,  который заставил его  прервать путешествие.

      Бунт этот возник таким образом. Стрелецкие  полки по  взятии Азова были посланы  туда  для гарнизонной  службы. Не привыкнув  к  долгим  отлучкам из Москвы, оставив там семьи  и промыслы, стрельцы тяготились дальней  и долгой службой и  ждали  возвращения в Москву. Но из Азова их  перевели к  польской границе, а в  Азов на место  ушедших двинули из  Москвы всех тех  стрельцов, которые  еще  оставались там.  В Москве  не осталось ни  одного  стрелецкого полка, и вот  среди стрельцов  на польской  границе  разнесся  слух,  что их навсегда  вывезли  из столицы  и  что  стрелецкому  войску грозит  опасность уничтожения. Этот слух  волнует стрельцов; виновниками такого  несчастья они считают  бояр  и  иностранцев,   завладевших  делами.  Они  решаются   силой противозаконно  возвратиться   в  Москву  и  на  дороге  (под  Воскресенским монастырем) сталкиваются с регулярными войсками, высланными против них. Дело дошло  до  битвы, которой  стрельцы  не  выдержали  и  сдались.  Боярин Шеин произвел розыск о бунте, многих повесил, остальных бросил в тюрьмы.

      Петр  остался  недоволен розыском  Шеина  и начал  новое  следствие.  В Преображенском  начались  ужасающие пытки  стрельцов.  От стрельцов добились новых  показаний о целях бунта: некоторые признались, что в их деле замешана царевна  Софья,  что это  в ее пользу стрельцы желали произвести  переворот. Трудно  сказать, насколько  это  обвинение  Софьи  было  справедливо,  а  не вымучено  пытками,  но  Петр  ему  поверил и страшно мстил  сестре  и  карал бунтовщиков. Софья, по показанию  современника, была  предана суду  народных представителей.  Приговора суда  мы  не  знаем, но знаем  дальнейшую  судьбу царевны.  Она была пострижена  в  монахини и заключена в том же Новодевичьем монастыре, где жила с 1689 г. Перед самыми ее окнами Петр повесил стрельцов. Всего  же в Москве и Преображенском было казнено далеко за  тысячу  человек. Петр сам рубил головы стрельцам и заставлял то  же делать своих приближенных и  придворных.  Ужасы, пережитые тогда  Москвой,  трудно рассказать:  С.  М. Соловьев характеризует осенние дни 1698 г. как время "террора".

      Рядом  с  казнями стрельцов  и  уничтожением  стрелецкого  войска  Петр переживал  и  семейную драму. Еще  будучи  за границей, Петр уговаривал свою жену  постричься  добровольно. Она не согласилась. Теперь Петр отправил ее в Суздаль, где она, спустя  несколько месяцев, была пострижена  в монахини под именем  Елены (июнь  1699  г.). Царевич  Алексей остался  на  руках у  тетки Натальи Алексеевны.

      Ряд ошеломляющих событий 1698  г. страшно подействовал и на  московское общество, и  на самого Петра.  В обществе слышался ропот на  жестокости,  на новшества   Петра,  на  иностранцев,  сбивших   Петра   с   пути.  На  голос общественного неудовольствия Петр отвечал репрессиями: он не уступал ни шагу на  новом пути, без пощады рвал  всякую  связь с  прошлым, жил сам и  других заставлял  жить по-новому. И эта борьба  с общественным  мнением оставляла в нем глубокие следы: от пытки  и серьезного труда переходя к  пиру и  отдыху, Петр чувствовал себя неспокойно, раздражался,  терял самообладание.  Если бы он высказывался легче и обнаруживал  яснее свой внутренний мир, он рассказал бы, конечно, каких душевных мук стоила ему вторая половина 1698 г., когда он впервые рассчитался  со  старым  порядком  и  стал проводить свои культурные новшества.

      А  политические  события  и  внутренняя  жизнь  государства  шли  своим чередом. Обращаясь к управлению государством, Петр в январе 1699 г. проводит довольно  крупную общественную реформу: он  дает право самоуправления тяглым общинам  посредством выборных Бурмистерских палат. Эти  палаты (а за ними  и все  тяглые   люди)  изъяты  из  ведения   воевод  и  подчинены   московской Бурмистерской  палате, также  выборной.  В  конце того  же  1699  года  Петр изменяет способ летосчисления. Наши предки вели счет лет от сотворения мира, а начало года -- с 1 сентября (по старому счету 1 сент. 1699 г. было 1 сент. 7208 г.). Петр предписал 1  января  этого 7208 года отпраздновать  как Новый год  и  этот январь  считать  первым месяцем  1700 г. от Рожд.  Христова.  В перемене календаря  Петр опирался на пример православных  славян  и  греков, чувствуя, что отмена старого обычая многим не понравится.

      Так в виде отдельных мер Петр начинал свои реформы. Одновременно с этим намечал он  и новое направление  своей внешней политики: Подготовительный  к деятельности период  кончился. Петр сформировался  и  принимался за  тяжелое бремя   самостоятельного  управления,  самостоятельной  политики.  Рождалась великая эпоха нашей исторической жизни.  

 

Другие записи

10.06.2016. Путешествие Петра за границу
Заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, Петр решился, для лучшего  утверждения в России морского дела, создать и русских техников, для чего послал за границу знатную  молодежь  "учиться…
10.06.2016. Отношение современников к деятельности Петра
     Мы  окончили  наш  обзор  преобразовательной  деятельности  Петра.  Она касалась всех сторон общественной жизни и всех классов московского общества. Поэтому люди  всех направлений  и положений …
10.06.2016. Положение московской политики и жизни в конце XVII века
     Теперь  нам следует уяснить себе, что застал и с чего должен был начать Петр  Великий. Иначе говоря, следует ознакомиться  с  положением  московской политики и жизни  в конце XVII в. Однако общий…
10.06.2016. Историческое значение деятельности Петра
     Мы приступили  к изложению эпохи  преобразований с  тем убеждением, что эта эпоха была обусловлена всем  ходом  предшествовавшей исторической  жизни России. Мы ознакомились поэтому с существенными…
10.06.2016. Детство и отрочество Петра (1672-1689)
     Первые годы. Изучение  первых лет жизни  Петра имеет большую важность в том  отношении, что позволяет нам понять, в какой обстановке развивался  его характер,  какие  впечатления вынес  Петр  из  своего…