"Потехи" Петра

В  детстве,  как  мы видим,  Петр не получил  никакого образования, кроме  простой грамотности и  кое-каких исторических  сведений. Забавы его носили  ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он  в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в  Кремлевском  дворце. Такое грустное  положение лишало его  возможности получить  правильное дальнейшее образование  и в то  же время освобождало от пут  придворного этикета. Не имея  духовной  пищи, но имея  много  времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать  никогда  не стесняла  любимого  единственного  сына  и что воспитатель Петра, князь  Борис Голицын, не  следил  за каждым  его шагом.  Мы не видим, чтобы  Петр  особенно  подчинялся материнскому  авторитету в своих вкусах  и занятиях, чтобы  Петра занимали другие. Он сам  выбирает  себе товарищей  из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына  двора и сам с этими товарищами  ищет себе потех. Отрочество Петра  отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.

      С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные  полки" ("потешные", ибо  стояли в потешных селах,  а не потому,  что служили только для потехи). В  ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из  охочих людей  (до последних лет  своих Петр помнил, что первым охотником был  придворный конюх Сергей Бухвостов).  В отношении этого  потешного полка Петр  был  не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери  и с одобрения,  быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и  ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе  строится  потешная крепость  (1685 г.), названная Пресбургом,  словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по  тому порядку регулярной солдатской службы,  какой в  XVII в. был  заимствован  Москвой  с Запада.  Эти  военные  "потехи" требуют военных припасов  и  денежных  средств, которые  и  отпускаются Петру из  московских приказов. Правительство  Софьи не видит для себя никакой  опасности  в таких "потехах  марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу  беспрепятственно. Не следует думать,  что Петр  забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе  с ним  в рядах  потешных  были и  товарищи  его из высших  слоев  общества.  Стоявший  вне  придворного  эти кета,  Петр  мешал родовитых  людей  и  простолюдинов  в  одну "дружину",  по  выражению  С. М. Соловьева,  и из этой  дружины  бессознательно  готовил  себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное  дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические  и  демократические  элементы  в  одно  общество  с  одним направлением. Пока  это общество забавлялось, --  позже оно стало работать с Петром.

      Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться.  Самообучение  несколько отвлекло Петра от  исключительно военных  забав,  сделало шире  его умственный  кругозор  и практическую деятельность. Лишенный  правильного образования,  Петр, однако, рос  в  кругу,  далеко не вполне невежественном.  Нарышкины из дома Матвеева вынесли  некоторое  знакомство с  западной  культурой. Сын  А. С.  Матвеева, близкий  к  Петру,  был  образованным   на  европейский  лад.  У  Петра  был немец-доктор. Словом, не только  не было  национальной замкнутости, но  была некоторая  привычка  к немцам, знакомство  с  ними,  симпатия к Западу.  Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и  их  наукой.  Сближение  это  произошло  около 1687  г. таким  образом:  в предисловии  к  Морскому  Регламенту  сам  Петр  рассказывает,  что  кн.  Я. Долгорукий привез  ему в подарок из-за границы астролябию,  и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца  Франца  Тиммермана,  который   объяснил,  что  для   употребления астролябии нужно знать геометрию  и  иные науки. У этого-то  Тиммермана Петр "гораздо с охотою  пристал учиться геометрии и фортификации". В то же  время он  нашел  в  селе  Измайлове  старый  английский бот,  валявшийся в амбаре. Тиммерман  объяснил Петру, что на  этом  боте  можно  ходить  против  ветра, лавировать  (чего русские  не умели). Петр заинтересовался и нашел  человека (как и Тиммермана -- из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить  Петра  управлению  парусами. Сперва учились на узенькой  Яузе, а потом -- в селе Измайлове на пруде.      Искусство  навигации так увлекло Петра,  что  стало в  нем  страстью. К изучению этого дела  от отнесся очень серьезно. В  1688  г. недовольный тем, что негде  плавать под Москвой,  он  переносит свою забаву на  Переяславское озеро (в  100  с лишком  верстах от  Москвы  на север).  Мать согласилась на отъезд  Петра,  и  Петр  принялся  в  Переяславле  строить  суда  с  помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного  дела и  корабельных забав. Но  ему уже  шел 17-й год, он был очень развит и физически, и  умственно. Его мать вправе была ждать,  что достигший совершеннолетия сын  обратит внимание  на государственные дела и устранит от них  ненавистных  Милославских.  Но Петр  не  интересовался этим и  не думал бросать свое ученье и забавы  для политики. Чтобы  остепенить его,  мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел   влечения.  Подчиняясь  воле  матери,   Петр  женился,  однако   через какой-нибудь  месяц  после свадьбы  уехал в Переяславль  от матери и жены  к кораблям. Но летом этого 1689  г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.  

 

Другие записи

10.06.2016. Детство и отрочество Петра (1672-1689)
     Первые годы. Изучение  первых лет жизни  Петра имеет большую важность в том  отношении, что позволяет нам понять, в какой обстановке развивался  его характер,  какие  впечатления вынес  Петр  из  своего…
10.06.2016. Годы 1698 и 1699
Годы  1698 и  1699.  25 августа  1698  г.  вернулся Петр  в  Москву  из путешествия. В этот день он не был во дворце, не  видел жены; вечер провел в Немецкой слободе, оттуда уехал  в свое  Преображенское.…
10.06.2016. Время царевны Софьи
Обратимся  к правлению царевны Софьи.  При  ней главными  деятелями являются  боярин  князь  В.  В.  Голицын  и  думный дьяк Шакловитый.   Первый    был   начальником   Посольского   приказа,   главным правительственным …
10.06.2016. Внешняя политика Петра с 1700 года (Северная война и др.)
     С  1700  г.  Петр  начал  шведскую  войну  (главное  дело  его  внешней политики).    С    1700    г.    Петр   является   уже    вполне   созревшим правителем-реформатором.  Хронологический …