ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

С развитием городов и торговли люди стали чаще покидать родные места. Путешествия купцов, паломничества и крестовые походы способствовали  расширению представлений об окружающем мире, о географии Земли.
О жизни и обычаях народов Азии рассказал в своей книге венецианский купец XIII в. Марко Поло, около четверти века проведший вдали от родины - в Китае и сопредельных с ним странах.
В XII в. в Европе возникли первые высшие школы - Парижский- университет (Сорбонна) во Франции и Болонский в Италии. Появились университеты и. в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. Обычно в университетах кроме подготовительного были три факультета: богословский, юридический и медицинский. Занятия, как правило, велись на латыни: преподаватель - магистр читал выдержки из книг и объяснял непонятное, а студенты записывали его лекции. Студенты из одной страны объединялись в землячества. В средние века университеты пользовались большим уважением и обладали широким самоуправлением.
Средневековая университетская наука, признававшая в качестве высшего авторитета не опытное знание, а учение, изложенное в Священном Писании и творениях отцов церкви, получила название схоластика (от лат. "схола" - "школа"). Наиболее ярко схоластика отразилась в богословии.
Вершиной развития средневекового католического богословия считается учение Фомы Аквинского (1225 или 1226-1274). Свои взгляды этот благочестивый монах обобщил в труде, названном "Сумма теологии (богословия)". Учение Фомы Аквинского и сегодня остается основополагающим для католической церкви.
Некоторые схоласты проявляли вольнодумство, чем навлекали на себя гонения со стороны католической церкви. Так, преследованиям подвергся магистр Парижской школы Пьер Абеляр (1079- 1142), чей главный, тезис: "Я понимаю, чтобы верить" - подрывал. догматы церкви, которая ставила веру выше познания.
Английский монах францисканского ордена Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) в своих сочинениях решился противопоставить опытное знание религиозным авторитетам. За свои смелые мечты и независимые взгляды ученый монах провел в тюрьме 14 лет.
Практические знания накапливались в алхимии и астрологии - средневековых науках, в которых реальность перемешивалась с волшебством, а также в медицине.

Другие записи

10.06.2016. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ (XIV—XV ВВ.)
Возникновение новой культуры, пришедшей на смену культуре средневековой вначале в Италии, а затем и в других странах, было связано с расцветом городов, а также с изменениями в общественных отношениях.                    …
10.06.2016. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XI-XII вв. оформился и был записан эпос - героические народные сказания, которые первоначально исполняли странствующие музыканты - жонглеры под звуки арфы или виолы (маленькой скрипки). Эпические произведения…
10.06.2016. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовали подъему культуры и науки. Наиболее значительными успехами в развитии техники, достигнутыми в XIV- XV вв., следует…