Образование: школы и университеты

В странах Европы на протяжении всего средневековья было немного образованных или даже просто грамотных людей.
При монастырях и больших церквах существовали школы. С возникновением городов появились также городские школы. Монастырские и церковные школы были бесплатными, городские - платными.
Владельцы замков приглашали для своих детей учителей, которые обычно бывали священнослужителями.
В школах учились мальчики. Обучение шло не на родном, а на латинском языке. Во всех школах обучали семи свободным искусствам. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове - грамматике (умению читать и писать), риторике (умению связно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить). Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о числах - арифметика, геометрия, астрономия, а также музыка. В городских школах учили и основам естествознания.
Учебников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Библии и других книг, почитаемых церковью. При этом ученик не должен был толковать и объяснять заученные тексты - это право принадлежало исключительно учителю.
Нерадивых и лодырей нещадно секли розгами.
Окончивший школу мог или стать священником, или использовать свои знания на службе у знатного сеньора, или продолжить образование в одном из университетов.
В конце 11 - 12 вв. в Европе возникли первые высшие школы. Название такой школы - университет взято из латыни, где слово "унивёрситас" означает "совокупность, общность". Высшая школа - это сообщество учителей и учащихся.
В университетах изучалось богословие (изложение и толкование христианского вероучения), право (наука о законах и их применении), медицина. Занятия во всех университетах велись на латинском языке. Поэтому поступить в них могли юноши из разных стран. Выучив латынь в школе, они свободно понимали речь преподавателей. Студенты нередко перебирались из города в город, из страны в страну и учились то в одной, то в другой высшей школе, привлеченные славой преподающих там ученых.
Распространенными формами занятий в университетах были:
лекции (по-латински "лёкцио" - чтение) - преподаватель, называвшийся профессором или магистром, читал отрывки из книг и пояснял их содержание, а студенты ни слух записывали высказанные им мысли: такая форма занятий объяснялась тем, что рукописные книги стоили дорого и далеко не все студенты их имели;
диспуты, (по-латински "диспутаре" - рассуждать, спорить) - словесные споры на заранее объявленную тему; участники диспута (они могли быть как преподавателями, так и студентами) защищали свою точку зрения, ссылаясь на Библию и сочинения церковных писателей; темы диспутов нередко были далеки от жизни (например, "Сотворен ли человек в раю?", "Может ли дьявол придавать людям вид животных?"), но участие в них развивало у спорящих умение доказывать свои мысли, использовать накопленные знания.
В 15 в. в Европе было более 60 университетов. Преподаванием права славился университет в Болонье (Италия), медицины - университет в Салерно (Италия), богословия - университет в Париже. Приобрели также европейскую известность университеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).

Другие записи

10.06.2016. Художественная литература
Большинство жителей средневековой Европы было неграмотно, поэтому важное место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд.…
10.06.2016. Архитектура и изобразительное искусство
До 11 в. в средневековой Западной Европе каменное строительство почти не велось.В 11-12 вв. повсеместно возводятся каменные замки, монастыри, храмы. Все эти постройки имеют толстые, гладкие стены с небольшими…
10.06.2016. Богословы и проповедники
Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли.Выдающийся мыслитель Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) имел свою школу в Париже. Как и другие богословы, он считал, что…