Сеньоры и вассалы

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова "феод".
Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором (по-латински - "старшим") своему вассалу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
В некоторых странах отношения между владельцами феодов - феодалами можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновременно.
Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило "вассал моего вассала не мой вассал". Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов - графов и герцогов - отдавать приказания их вассалам.
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал:
собирал налоги с населения;
имел право судить;
мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.
Между сеньором и вассалом как бы заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные воины. Их целью был захват:
земель, населенных крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.).
От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.
За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир, объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в праздники Рождества Христова и Пасхи. Иногда время с вечера субботы и до утра понедельника провозглашалось мирным. Греховным в любое время объявлялось нападение на безоружных - женщин, священников, крестьян, а также на тех, кто отправился в путь, чтобы посетить христианские святыни (этих людей называли паломниками). Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание.
Полностью прекратить междоусобные войны деятельность церкви не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникновению в сознание феодалов христианской морали (призывы к милосердию, осуждение насилия). Постепенно враждующие феодалы начали договариваться между собой:
как бы ни ссорились, нельзя грабить храмы, земледельцев на полевых работах, разрушать мельницы во владениях друг друга. Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли.
То время, когда европейские государства распались на феодальные владения, власть королей была невелика, а крупные землевладельцы в своих феодах обладали правами государей, называют временем феодальной раздробленности.

Другие записи

10.06.2016. “Всеобщие кормильцы”
Так с полным на то основанием называли крестьян многие средневековые писатели. Крестьяне составляли огромное большинство населения Европы в 9-11 вв. За их счет жили все господа - церковные (епископы, начальники…
10.06.2016. “Те, кто молятся”
В средние века было распространено учение о том, что все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями):"те,…