Могущество церкви в Европе

Во времена феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в .рай). Это позволило папам повести борьбу за верховную власть в Европе.

Важным оружием в борьбе с ослушниками было:

отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из верующих не мог ему оказывать помощь и давать приют);

наложение интердикта (по-латински "интердикт" - запрет) - отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в них прекращались богослужения и совершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

В 11 в. большой властью и влиянием на верующих пользовался папа Григорий VII. Он запретил не только монахам, но и всем .священникам жениться, чтобы они больше заботились о душах верующих, нежели чем о собственных семьях. Он добился того, что выбирать нового папу должны были кардиналы - высшие после папы священнослужители. Он вел борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало бы никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, включая королей, и императоров.

Обозленный словами и действиями Григория VII, император Священной Римской империи Генрих IV объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Впервые отлученным оказался не простой человек, а властитель огромной империи. Начался мятеж вассалов против императора.

Чтобы заслужить прощение папы, Генрих IV отправился в замок Каноссу на севере Италии, где в то время находился Григорий VII (1077 г.). Трое суток босиком на снегу в грубой одежде кающегося грешника стоял император перед воротами замка, вымаливая прощение. Наконец папа впустил императора и снял с него церковное отлучение. Выражение "пойти в Каноссу" стало крылатым и означает: "подвергнуться страшному унижению, идти с повинной к своему врагу".

Вскоре после Каноссы. борьба римских пап с императорами возобновилась. Она шла с переменным успехом более 200 лет.

Самым могущественным из римских пап был Иннокентий III (1198-1216 гг.). Если его предшественники называли себя преемниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя "заместителем Христа, наместником Бога на земле". Он заявлял, что "папы призваны господствовать над всеми народами и государствами". Он сумел заставить ряд государей признать себя вассалами папы. Среди них были короли Дании, Польши, Арагона (одного из христианских королевств в Испании, созданных на отвоеванных у арабов землях).

Огромная власть Иннокентия 1П проявилась в его ссоре с королем Англии Иоанном Безземельным. Когда Иоанн отказался в своей собственной стране признать главой церкви назначенного папой епископа, Иннокентий III отлучил короля от церкви и наложил на Англию интердикт. Всеобщее недовольство вынудило короля примириться с папой и признать себя его вассалом.

Борьба церкви с еретиками. Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства.

Церкви принадлежала примерно треть всех возделанных в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян.

Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции - грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души).

Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников - апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих - горожан, крестьян, даже рыцарей - открыто заявляли, что церковь "испорчена", она исказила учение Иисуса, стала "дьявольской силой", а папа "наместником дьявола". Эти люди выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями.

Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью. Она вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале 13 в. была учреждена инквизиция (по-латински это слово означает "расследование") - церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемого пытали, стараясь вырвать у него признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре.

Множество еретиков было в Южной Франции. Здесь одним из центров распространения ереси стал город Альби. Поэтому живших на юге Франции еретиков называли альбигойцами. Папа Иннокентий III призвал французского короля к военному походу против альбигойцев. После упорных боев юг Франции был разгромлен и разграблен. Тысячи еретиков погибли.

Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы.