“Великая депрессия”

 Период экономической стабилизации в Европе и США закончился в один день - 24 октября 1929 г., когда на нью-йоркской бирже было продано 12,8 млн акций, или в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Курс ценных бумаг стал стремительно снижаться, и спустя пять дней был установлен новый рекорд продажи акций - 16,4 млн. Падение курса акций почти не прекращалось три с лишним года, и к марту 1933 г. их общая стоимость упала в 4,5 раза.
Кризисы перепроизводства бывали и раньше, многие ученые даже находили в их повторяемости некую закономерность. Однако затяжной кризис 1929-1933 гг., названный "великой депрессией", не знал себе равных ни по продолжительности, ни по глубине. Непосредственной причиной его стали биржевые спекуляции, многочисленные теневые сделки, в результате которых продажный курс акций значительно превышал их реальную стоимость. Подобный карточный домик не мог не рухнуть от первого же сильного порыва ветра.
Но главные причины "великой депрессии" заключались не в этом. В первые десятилетия XX в. в промышленное производство активно внедрялись достижения науки и техники, новейшие технологии, позволявшие не просто увеличить объемы производства, но и принципиально изменить весь его характер. К сожалению, при этом система рыночных отношений, регулирования потребления и спроса оставалась прежней и уже не соответствовала стремительному росту производства. В ряде отраслей наблюдалось затоваривание, производителям приходилось уничтожать товары, сокращать объемы производства, что неизбежно вело к массовой безработице.
Становилось ясно, что рыночные отношения должен регулировать единый механизм. В условиях тех лет таким механизмом могло стать только государство, но оно не было готово к этой непривычной задаче. Кроме того, большинство производителей наивно полагали, что все проблемы удастся решить привычными методами, и не желали подчиняться никакому регулированию "сверху". Между тем кризис продолжался, масштабы безработицы превысили все мыслимые пределы (только в США к 1933 г. было около 13 млн безработных), уровень жизни катастрофически падал, и многие правительства не без оснований опасались мощного социального взрыва. К тому же единственным крупным государством, не затронутым кризисом, оказался СССР, и это как будто бы подтверждало преимущества социалистического планового хозяйства.
Однако, как показала жизнь, планирование вполне можно было осуществлять и в рамках капиталистической экономики. Вопрос заключался в том, как совместить принцип государственного регулирования с правами личности, а конкретно - с правом производителей на частную собственность. В государствах с диктаторскими режимами такой вопрос не вставал, поскольку там права личности существовали либо фиктивно, либо в той мере, в какой это соизволял допустить режим. А в демократических государствах политики и ученые еще до начала мирового экономического кризиса пытались решить этот вопрос.
Как показал последующий исторический опыт, один из наиболее оптимальных выходов из кризиса предложил в середине 30-х гг. английский экономист Дж. Кейнс. Он разработал широкий комплекс мер государственного регулирования экономики путем изменения бюджетных расходов в соответствии с экономической и рыночной конъюнктурой. Кейнс считал, что в периоды кризисов следует понижать налоги и за счет увеличения государственных расходов давать спросу подняться до уровня предложения. При возникновении же угрозы перепроизводства и инфляции Кейнс предлагал, наоборот, государственные расходы сокращать, а налоги - повышать. Теория Кейнса (кейнсианство) предусматривала направление государственных средств на нужды социального обеспечения (а при необходимости и на милитаризацию экономики). Кейнс также предлагал расширить самостоятельность профсоюзов. Государство могло вмешиваться в их взаимоотношения с предпринимателями только в том случае, если стороны не могли сами уладить конфликт.

Другие записи

10.06.2016. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта
Но в начале 30-х гг. Кейнс еще даже не до конца сформулировал основные положения своей теории. А масштабы разраставшегося кризиса требовали принятия немедленных мер. Новый президент США Ф. Рузвельт в первые…