Литература и искусство

В первые десятилетия XX в. умами писателей и художников, композиторов и зодчих владели два основных настроения - неясное, тревожное предчувствие страшных потрясений и жажда обновления, что вполне соответствовало внутреннему содержанию происходивших в мире процессов. Нередко оба эти настроения переплетались, порождая удивительный по силе воздействия художественный эффект.
Именно такое переплетение лежало в основе новых художественных направлений в литературе, живописи и музыке - неоромантизма и символизма. А в архитектуре возник необычайно пластичный и изысканный стиль модерн (т. е. "новый", "современный"). В определенном смысле архитектура становилась одним из наиболее демократичных видов искусства: ведь билеты в художественные галереи и театры, на концерты стоили денег, книги - тоже, а произведения архитектуры были доступны для осмотра любому желающему.
Все более заметную роль играл кинематограф. Его появление в самом конце XIX в. многими было воспринято как курьез, никчемная забава. Но постепенно совершенствовались техника и мастерство съемок, в конце 20-х гг. в кино пришел звук, затем - цвет. В ряде стран сформировались прекрасные актерские школы, развивавшие традиции театра и в то же время приобретавшие иную, чисто кинематографическую специфику. Кино, включившее в себя элементы различных видов искусства - литературы и театра, живописи и музыки, постепенно становилось мощным средством воздействия на сознание и психику людей.
В литературе наряду с новыми направлениями сохранял прочные позиции и реализм. В живописи все явственнее обозначались авангардные течения - абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др. (порой их классифицируют как единое либо авангардное, либо абстрактное, беспредметное искусство, а порой - как самостоятельные явления). Насилие и войны, преломляясь в сознании творцов искусства, находили отражение в литературе, живописи, в какой-то степени - в музыке. Растущая сила тоталитарные режимов вызвала к жизни специфический жанр в литературе - антиутопию, разоблачающую всю античеловечность тоталитаризма.
В то же время в самих тоталитарных государствах литература и искусство были поставлены на службу режиму. Писатели, художники, другие деятели искусства, осмелившиеся претендовать на сохранение за собой творческой свободы, лишались права творить, изгонялись из страны, нередко - уничтожались физически.

Другие записи

10.06.2016. Турция
Наиболее успешно развивалась модернизация в Турции. В ходе революции 1918- 1923 гг. в стране были ликвидированы остатки феодально-имперского режима. Ведущим державам не удалось поставить Турцию под свой…