Достижения науки, политической мысли и художественной культуры

Технический прогресс стимулировал развитие естественных и технических наук и позволил создать новые, необходимые для научных исследований приборы.
Шведский ученый ботаник Карл Линней (1707-1778) разработал стройную классификацию всего животного и растительного мира, выделив высший класс - класс млекопитающих. Большой смелостью для своего времени было то, что Линней отнес и человека к животному миру, к отряду приматов.
Французский химик Антуан Лавуазье (1743- 1794) независимо от Михаила Ломоносова открыл и обосновал закон сохранения массы вещества.
Лавуазье и другие химики ввели понятие химических элементов. Ученый доказал также, что горение является результатом соединения вещества с кислородом. Погиб он на гильотине, став жертвой якобинского террора.
Французский математик Пьер Лаплас (1749-1827) вслед за И. Кантом высказал идею о происхождении Солнца и планет из раскаленного газового шара.
Англичанин Майкл Фарадей (1791-1867) основал науку об электричестве, открыл явление электромагнитной индукции. Исследование этого явления позволило приступить к созданию электродвигателя.
Переворот в науке произвели два труда английского ученого-натуралиста Чарлза Дарвина (1809-1882) - "Происхождение видов" и "Происхождение человека". Обобщив огромный материал, ученый пришел к выводу, что вся живая природа не была сотворена одноактно, а постепенно сформировалась в процессе длительной эволюции и что отдаленными предками людей были обезьяноподобные существа.
Француз Луи Пастер (1822-1895) подарил миру новую науку - микробиологию. Опыты Пастера позволили создать методы стерилизации и пастеризации продуктов, предохранительные прививки против многих болезней, в том числе и против бешенства, стали основой учения об иммунитете.                         
Английский врач Эдуард Дженнер (1749-1823) разработал прививку против страшной болезни -оспы.
Введение в капиталистических странах всеобщего начального обучения позволило обеспечить производство квалифицированными рабочими. Выросло количество средних и высших учебных заведений. Уровень грамотности среди мужчин в 1860-е гг. достиг, в Западной Европе 75-90%. Увеличилось количество печатных изданий.
Бурные революционные события в Европе и Америке привели к оформлению трех основных идейно-политических направлений - либерализма, консерватизма и радикализма.
Либерализм, отражая интересы промышленной буржуазии и других категорий собственников, выступал против абсолютизма, в поддержку свободы личности, правопорядка. Его основным политическим методом была реформа. Характерными чертами либеральной программы были: участие народа в решении государственных дел, всеобщее избирательное право, самостоятельность местного самоуправления, суд присяжных, демократические свободы. Одним из теоретиков либерализма в Англии был Иеремия Вентам, (1748-1832), во Франции - Венжамен Констан (1767-1830).
Консерватизм, политически оформившийся как реакция на события Великой французской революции, старался оградить общество от социальных и политических катастроф. Главными ценностями для него были традиция, опыт предков. Отец-основатель английского консерватизма, политический деятель Эдмунд Бёрк (1729-1797) определил консерватора как человека, которому свойственны "предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе". Среди других представителей европейского консерватизма можно назвать савойского графа Жозефа де Местра (1753-1821) и австрийского канцлера Клемента Меттерниха (1773-1859), создателя системы европейских государств, основанной на балансе сил между державами, и сторонника борьбы против социальных и освободительных движений, нарушавших этот баланс.
Радикализм как ответ на социальные тяготы, ставшие следствием развития индустриальной цивилизации, представлял собой в первой половине XIX в. совокупность социалистических учений, обосновывавших необходимость и возможность свержения старого порядка и утверждения нового общества всеобщего равенства. В среде социалистов были сторонники как мирного (социальная реформа), так и насильственного пути (социальная революция). Франция дала целую плеяду политических мыслителей. Ореди них - Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Луи Блан (1811-1882), Пъер-Жозеф Прудок (1809-1865). В Англии учение утопического социализма развивал Роберт Оуэн (1771-1858). Идеи "рабочего коммунизма" пропагандировал немецкий социалист Вильгельм Вейтлинг (1808- 1871).
Новый этап в развитии социалистической мысли Европы и мира был положен работами немецких мыслителей Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Придя к выводу, что история классового общества - это история борьбы классов, они доказывали неизбежность краха капиталистического общества под ударами пролетарской революции, отводя при - этом особую роль политической партии, защищающей интересы пролетариата. Провозглашая главной целью своей борьбы создание бесклассового, свободного от угнетения коллективистского общественного порядка -коммунизма, они много сделали для экономического, идейного и философского обоснования своего политического проекта.
Художественная культура в первой половине XIX в. развивалась под сильным влиянием Великой французской революции, в условиях развития жестокого, корыстного мира индустриальной цивилизации и буржуазного общества. Своеобразной творческой реакцией на них стало появление романтизма - направления в искусстве и духовной культуре, противопоставлявшего реальному миру мир поэтической мечты, культ рыцарства, слияние с природой и народной стихией. Идеал романтиков человечен, духовен, сложен и противоречив. В 1830-е гг. на смену романтизму приходит критический реализм, изображавший язвы современного ему буржуазного общества.
Величайшими представителями европейского романтизма в литературе стали английский поэт Джордж Байрон (1788-1824), французский писатель Виктор Гюго (1802-1885), немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856). Нелицеприятная критика законов буржуазного общества содержится в романах французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850) и английского писателя Чарлза Диккенса (1812-1870).
Трагизм эпохи глубоко повлиял на творчество испанского живописца Франсиско Гойи (1746- 1828), вызвал интерес к внутреннему миру человека у французских художников Теодора Жерико (1791-1824) и Эжена Делакруа (1798-1863). Ноты критического реализма явственно звучат в работах французских художников Оноре Домье (1808-1879), Гюстава Курбе (1819-1877) и Жана Милле (1814-1875).
Искусство романтизма несло с собой не только новые темы, но и новые формы. Наиболее показательным в этом смысле стало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797- 1828), польского композитора Фридерика Шопена (1810-1849) и итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901).