Французские просветители. Просвещение в Германии. Идеи Просвещения в литературе и искусстве

В общественно-политической жизни Франции в XVIII в. определяющую роль играли традиции и привычки, унаследованные от феодального прошлого. Во Франции просветители не имели такого влияния и положения в обществе, как в Англии. Их уделом было своего рода отщепенство, порождавшее политический радикализм и мессианские настроения (представление об особой роли, предназначении). французское Просвещение испытывало сильное влияние, аристократической культуры. Это проявилось в утонченности и изысканности литературных произведений, составивших его славу.
Одним из самых известных литераторов того времени был Мари-Франсуа Аруэ (1694-1778), подписывавший свои произведения псевдонимом Вольтер. Широкую известность принесла ему книга "Философские письма" (1733), в которой он критиковал консерватизм политических учреждений и нравов Франции, резко отзывался о католической церкви. По постановлению парламента "Философские письма" были публично сожжены.
Большое значение для развития общественной мысли имела выдвинутая Вольтером концепция просвещенной монархии: "Самое большое счастье для людей, когда гоcударь - философ". Французский мыслитель был уверен, что по воле просвещенного короля общество может быть быстро перестроено на началах разума. Ряд европейских монархов (особенно прусский король Фридрих II и российская императрица Екатерина Великая) с большой симпатией относились к идеям Вольтера, поддерживали с ним дружескую переписку.
Пересмотр основных идеалов французского Просвещения связан с именем Жан-Жака Руссо (1712-1778). В его произведениях этика неотделима от политики, мораль напрямую связывается с общественной и государственной жизнью. Руссо выступал против частной собственности и порожденного ею общественного неравенства. Он полагал, что "золотой век" человечества был тогда, когда оно находилось в "естественном состоянии" и жило в соответствии с законами природы. Он считал, что все достижения цивилизации способствуют порче нравов. Высказанные им соображения о превосходстве блага общества над интересами личности, а также оправдание восстания и тираноубийства позволили некоторым историкам объявить Руссо предтечей революционных диктатур.
Эпоха Просвещения во Франции дала еще целый ряд ярких личностей: политического мыслителя Шарля-Луи Монтескье (1689-1755), обосновавшего современный принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной властей; священника-вольнодумца Жана Мелье (1664-1729); создателя многотомной "Энциклопедии" Дени Дидро (1713-1784).
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Одна из особенностей немецкого Просвещения заключалась в том, что оно нередко поддерживалось правящими верхами. В Пруссии инициатором публичного обсуждения проблем эпохи выступил сам король Фридрих II Великий. В целом немецкое Просвещение носило либо абстрактно-теоретический характер, либо утилитарно-прикладной (реформа образования, создание системы профессионального обучения ремеслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе). Социально-политические и религиозные проблемы были оставлены в стороне.
Итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения подвел основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804), создавший теорию познания, согласно которой. при помощи органов чувств мы познаем лишь внешние формы предмета. Но "вещь для нас" (т. е. такая, какой она воспринимается нашим сознанием) отличается от "вещи в себе", или сущности объекта. Последняя принципиально непознаваема, хотя эмпирическое (опытное) знание о вещи может неограниченно расширяться. Кант выступил против утилитаризма современной ему просветительской этики, введя понятие "категорического императива" - всеобщего нравственного закона, повелевающего человеку всегда быть примером.
Воплощением просветительских представлений о "естественном человеке", который в своих действиях руководствуется лишь разумом, стал Робинзон Крузо - герой романа английского писателя Даниэля Дефо (1660-1731). В образе этого героя просматриваются черты, свойственные энергичным выходцам из третьего сословия, как тогда именовали подавляющее большинство населения недворянского происхождения. Автор романа стремился заставить читателя поверить в безграничные возможности человека, утвердить его право переделывать мир вопреки устоявшимся правилам и традициям.
На фоне всеобщих восторгов по поводу романа Дефо резким диссонансом прозвучал голос ирландского священника Джонатана Свифта (1667- 1745). Свифт критически относился ко многим идеям просветителей, отчетливо видел пороки и противоречия буржуазного общества и был далек от оптимизма Дефо, иронизируя над идиллическим концом романа (Робинзон, выгодно женившись, наслаждается шелестом банковских купюр). Главный герой остросатирического романа Свифта "Путешествия Гулливера", как и Робинзон, - герой Просвещения, но он уже способен видеть то, что пока не ясно самим творцам просветительских идеалов: внутреннюю несостоятельность принципов конституционной монархии, тщетность мечтаний философов о просвещенном монархе, глубоко сокрытые в человеческой природе противоречия.
Гораздо лучше вписывается в рамки просветительской интеллектуальной традиции творчество французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В своих комедиях. Особенно в "Севильском цирюльнике" и "Женитьбе Фигаро", он высмеивал аристократию, привилегии и психологию знати.
Разделенная на множество княжеств феодальная Германия постигала основы Просвещения по пьесам Фридриха Шиллера (1759-1805). Философская драма Иоганна Вольфганга Гёте (1749- 1832) "Фауст" завершает и как бы венчает собой век Просвещения.
Изобразительное искусство XVIII в. отразило в своем развитии парадоксы и противоречия эпохи. Во Франции процветало утонченное, изысканное искусство, отвечавшее вкусам аристократии. Это прежде всего творчество "первого живописца короля" Франсуа Буше (1703-1770) и Антуана Ватто (1684-1721). Идеалы третьего сословия выражали в своем искусстве англичанин Уильям Хоггарт (1697-1764) и французы Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779), Жак-Луи Давид (1748-1825). Самый убедительный образ философа Просвещения удалось создать скульптору Жан-Антуану Гудону (1741-1828) в портрете Вольтера.
Влияние идей Просвещения сказалось и в музыке. Творчество великих композиторов Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) и Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) несет на себе отпечаток эпохи поисков "царства разума".