Идеология “царства разума”. Английское Просвещение

Просвещение - идейное и общественное движение конца XVII-XVIII в. в странах Европы и Америки - характеризуется прежде всего представлением о разуме как о мериле и основе всего существующего. Деятели Просвещения были убеждены в разумности природы и стремились перестроить на принципах естественности и разумности все человеческое общество. Своими целями и идеалами просветители провозглашали свободу, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Особое внимание уделялось прогрессу - закону постепенного совершенствования человечества посредством образования и нравственного воспитания.
Деятели Просвещения исходили в своих философских построениях из того, что сознание человека монолитно, независимо по отношению к миру и абсолютно, поскольку ни с чем не сопоставимо во вселенной. "Мыслю - следовательно, существую" - этот афоризм французского философа и ученого Рене Декарта век Просвещения мог бы избрать своим девизом.
Просветители игнорировали принятое церковью учение о сложной, открытой для вдохновения, но несовершенной природе человека. Однако, в отличие от многих деятелей Возрождения, просветители не всегда были атеистами. Основой их представлений о мире и Боге был деизм, родоначальником которого считается лорд Чербери ("Трактат об истине", 1624), Они утверждали, что Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.
В каждой стране Просвещение приобретало черты национальной самобытности.
В Англии XVII-XVIII вв. развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм борьбы за власть. Бурный рост числа периодических изданий способствовал повышению уровня образования населения, деятели культуры обрели материальную независимость от государства, церкви, меценатов.
Особенностью политической программы английских просветителей было отсутствие в ней радикальных лозунгов и призывов. Более того, некоторые из них даже сделали блестящую политическую карьеру: например, граф Шефтсбери (внесший большой вклад в развитие эстетики - философской науки о прекрасном) был членом парламента, а виконт Болингброк (автор блестящих "Писем об изучении и пользе истории") - министром. Видные деятели английского Просвещения не порывали ни с христианством, ни с англиканской церковью.
Среди английских просветителей особенно выделяется Джон Локк (1632-1704). Этот политический мыслитель изложил свои взгляды в работе "Два трактата о государственном правлении" (1690), в которой опровергал феодально-патриархальные взгляды на Божественное право абсолютной королевской власти и формулировал теорию конституционной парламентарной монархии, что, по существу, являлось оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после "Славной революции".
Локк разработал также теорию разделения властей, не потерявшую своего значения и для современного государственного устройства. Она предусматривала существование и функционирование в государстве законодательной, исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (ведающей отношениями с другими государствами) ветвей власти. Мыслитель настаивал на принципе неотчуждаемых прав граждан - права на жизнь, на свободу и на владение собственностью.
Этика английского Просвещения способствовала закреплению в британском национальном характере таких черт, как правосознание, предприимчивость, изобретательность, практицизм, чувство собственного достоинства.