Особенности нового времени как периода всемирной истории

В новое время человечество впервые осознало, что оно обречено жить в одном географическом пространстве. Миссионерский порыв средневековья, постепенное освоение человеком Мирового океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение далеко не всегда было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществляла всемирную экспансию (распространение влияния), сделав свой тип цивилизации1 господствующим на планете.
Европейская цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности личность, признание прав и потребностей которой привело, с одной стороны, к убыстрению политических процессов в странах Запада и становлению там гражданского, "открытого" общества, а с другой - к бурному развитию науки и техники, призванному максимально улучшить условия существования человека.
Под цивилизацией следует понимать не только уровень развития технической культуры, но все качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран или народов на определенном этапе развития.
Европейской цивилизации можно противопоставить общества, построенные на приоритете традиции, обычно имеющей сакральный (священный) характер. В традиционных цивилизациях распространена вера в невозможность и ненужность изменения хода вещей и предназначенной человеку судьбы. К началу нового времени практически весь неевропейский мир был представлен традиционными обществами. Как писал английский историк и социолог А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением современности.
Но и в самих странах Запада новое время стало эпохой великих изменений, определивших облик современного мира. Наиболее крупными из них были промышленный переворот, буржуазные революции, создание и распад колониальных империй, общеевропейские и мировая войны.
Прежняя периодизация новой истории была связана с марксистским представлением об этом периоде как об уже ушедшем в прошлое времени безраздельного господства капиталистических отношений и класса буржуазии. Сегодня многие историки полагают, что мы все еще живем в новое время, поскольку продолжает свое существование основанная на западных ценностях всемирная индустриальная цивилизация.
В исторической науке устоялось, однако, положение, что первый, ранний этап новой истории продолжался около ста лет и протекал с середины XVII в. (1640 г. - начало буржуазной революции в Англии) до последней трети XVIII столетия. Второй этап нового времени, связанный с победой капитализма в Европе и созданием колониальных империй, завершился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили между собой весь
мир, подчинили себе отдаленные земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914-1918) завершает третий этап новой истории, продолжавшийся около 50 лет. Дальнейший ход всемирной истории во многом был определен победой Октябрьской (1917) революции в России и происходившими в конце 1910-х - начале 1920-х гг. революционными потрясениями в разных странах Европы и Азии.