КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841 - 1911) Российский историк, академик (1900г.), почетный академик (1908г.) Петербургской Академии Наук.
Труды: Курс русской истории (ч. 1-5, 1904-1922 года), "Боярская дума Древней Руси" (1882г.), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.
Родился 28 января 1841 года. Умер 25 мая 1911 года.
КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841, Пенза - 1911, Москва) - историк. Род. в семье рано умершего сельского священника. Детство К. прошло в жестокой .нужде. Преодолев свое заикание, трудности учения, с отличием окончил в 1856 Пензенское духовное уч-ще и поступил в духовную семинарию. В 1861 К., не желая стать священником, оставил семинарию и поступил на историко-филологический ф-т Моск. ун-та, к-рый окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Первая монография К. "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1866) свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. К. по совету своего преподавателя С.М. Соловьева для магистерской диссертации взял тему "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), над к-рой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом. К. пришел к выводу, что жития - ненадежный исторический источник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил К. приобрести богатый источниковедческий опыт. В 1867 К. стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном уч-ще. В 1871 ему предложили занять кафедру в Моск. духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах. Вскоре К. приобрел славу изумительного лектора ("Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую") и в 1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Моск. ун-те. По подсчету М.В. Нечкиной, если годы лекторской работы К. в разных учебных заведениях сложить вместе, то получится итог - 108 лет. В 1872 К. начал 10-летнюю работу над докторской диссертацией "Боярская дума Древней Руси" (М., 1881), во многом важной для его лекционных курсов, где "боярская дума рассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими в древнерусском обществе", в к-рой нашло отражение его понимание рус. исторического процесса. Наряду со специальным курсом "Истории сословий в России" (1887), исследованиями, посвященными социальной тематике ("Происхождение крепостного права в России", "Подушная подать и отмена холопства в России", "Состав представительства на земских соборах древней Руси"), истории культуры XVIII и XIX вв. и др. К. создал главный труд жизни "Курс русской истории" (М., 1987 - 1989. T.I - 5), в к-ром изложил свою концепцию исторического развития России. С 1902 и до конца жизни К. готовил его к изданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работе комиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Гос. думы. Помимо преподавательской и исследовательской работы, К. в 1887 - 1889 был деканом историко-филологического ф-та и проректором. В 1894 ему, председателю Общества истории и древностей росс., пришлось произнести речь "Памяти в бозе почившего государя императора Александра III", в к-рой либерально мыслящий историк восхвалял покойного государя, за что был освистан студентами, не одобрившими конформистское поведение любимого профессора. В 1900 К. был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 - 1910 он стал читать курс лекций в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники. Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях написал, что К. помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом в Большом театре в 1903. К. был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал К., - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали К. одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Другие записи

10.06.2016. ЛУКИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
Николай Михайлович Лукин (1885—1940) родился в селе Кусково Московской губернии, в семье сельского учителя. По окончании 2-й московской гимназии поступил на историко-филологиче-ский факультет Московского…
10.06.2016. КРАЧКОВСКИЙ ИГНАТИЙ ЮЛИАНОВИЧ
                                    ИГНАТИЙ ЮЛИАНОВИЧ КРАЧКОВСКИЙ (1883—1951) Выдающийся ученый-арабист, один из основоположников научной школы советской и российской арабистики. Действительный член АН…
10.06.2016. Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765). Родился в семье состоятельного государственного крестьянина-помора. Обучался в вузах России и Германии. По возвращении в Россию Ломоносов почти четверть века трудился…
10.06.2016. КОСМИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
КОСМИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1886—1959)Крупный советский историк, специалист по истории западного средневековья, с 1946 г. действительный член Академии наук СССР. Родился в Варшаве, в семье учителя.…
10.06.2016. Костомаров Николай Иванович
Костомаров Николай Иванович (1817—1885). Родился в старинной дворянской семье. Учился в Харьковском университете. Несколько месяцев служил в драгунском полку. Учебу продолжил в Московском университете.…