БИОГРАФИЧЕСКИЙ метод

БИОГРАФИЧЕСКИЙ метод-один из специфических методов анализа личных документов, при к-ром для решения к.-л. проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. На основе этих документов достигается также описание различ. социальных групп, вырабатываются нек-рые гипотезы о том или ином социальном явлении, осмысляются опред. социально-психологические процессы, совершающиеся в группе. Первыми классическими образцами использования Б. м. были работы У. Хили "Преступник" (1915) и "Душевные конфликты и неправильное поведение" (1917), в 20-е гг. Э. Т. Крейгер исследовал личные документы - письма, дневниковые записи и письменные исповеди. Б. м. теоретически разработан Томасом и Знанецким, к-рые в своей работе "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1919) проанализировали корреспонденцию между семьями, уехавшими в США и оставшимися на родине, автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить взаимодействие между культурными ценностями и установками личности, механизмы и процесс приспособления личности к новым социальным условиям. Хили в 1923 г. на ежегодном симпозиуме социологов провозгласил Б. м. лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Узнать мотивацию социального поведения, утверждал он, возможно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, социальные контакты человека. При различ. применении Б. м. его сторонники (кроме уже упомянутых следует назвать также Лассуэлла, Р. Ш. Каван, Г. Зорбо, Кули, Мида) сходились на том, что в формировании личности осн. значение имеют именно биографические факты - личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты жизни, наследственность, степень и характер подавления подсознательных инстинктов - биологического наследия, связывающего человека с породившей его природой. Подчеркивалось, что Б. м. способствует установлению плодотворного междисциплинарного сотрудничества в исследовании и разрешении социальных проблем. После бурного увлечения им в 20-30-х гг. (в США, напр., даже издавался для широкой публики специальный журнал) Б. м. уступил место более общему социально-психологическому подходу. Применение Б. м. связано со специфическим пониманием предмета социол. исследования, к-рое не может отвлечься от анализа установок, мотивов личности, от роли субъективных элементов в социальных процессах. С этим связаны как достоинства, так и недостатки Б. м.: отсутствие репрезентативности; субъективная окрашенность воспоминаний, незнание социального явления в целом.

Другие записи

10.06.2016. ПОНИМАНИЕ
ПОНИМАНИЕ - метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук ("наук о духе"); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях…
10.06.2016. ОБЪЯСНЕНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ - познавательно-аналитическая процедура, приобретающая ведущее значение в развитии естественно-научного знания Нового времени. Отправной точкой О. служит реальность; мышление человека раскрывает…
10.06.2016. НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. nomo-teteo - издавать законы, устанавливать законы) - способ познания, целью к-рого явл. установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений,…
10.06.2016. НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ - метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально-психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств,…
10.06.2016. НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. nomo-teteo - издавать законы, устанавливать законы) - способ познания, целью к-рого явл. установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений,…