НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. nomo-teteo - издавать законы, устанавливать законы) - способ познания, целью к-рого явл. установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им "законодательствующим", "законополагающим" человеческим разумом, восходит к Канту. Однако в специфическом смысле, противополагаемом ндиографическому методу, понятие "Н. м." введено В. Вин-дельбандом [1, 320] и последовательно развито Риккертом [2; З]. Если "номотетическое мышление", по Виндельбанду, имеет целью отыскание общих законов, то "мышление идиографическое" ищет "отдельные исторические факты";если первое исследует "неизменную форму реальных событий", то второе - <их однократное, в себе самом определенное содержание" [1, 320]. В то же время он, как и Риккерт, подчеркивал, что здесь "речь идет о методологической противоположности", касающейся лишь приемов познания, но не его содержания, и противоположность между неизменным и "единожды свершающимся" в известной степени относительна" [1, 321]. Констатируя эту противоположность, Виндельбанд утверждал, что до конца 19 в. она не была осознана методологически и что развитие логической теории свидетельствует о предпочтении номотетических форм мышления. Этот факт, по его мн., объясняется тем, что, поскольку научное изучение и рассуждение совершаются в форме понятий, ближайшим и самым важным интересом логики всегда останутся исследование сущности, анализ и применение категории общего. Естествоиспытатель, озабоченный отысканием законов, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи; для него отдельный объект наблюдения не имеет научной ценности - он имеет в его исследовании значение "типа", лишенного индивидуальных черт, к-рые интересны ему не как характеристики уникальной целостности этого объекта, а как выражение общей закономерности, объединяющей данный объект со множеством др. Знание этих законов дает возможность человеку предсказывать будущие состояния объектов и целесообразно воздействовать на ход вещей. Номотетическое знание, следовательно, дает возможность создавать орудия, с помощью к-рых человек обеспечивает себе возрастающую власть над природой. Противопоставляя дисциплинам, руководствующимся Н. м., "идиографические науки", имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, Виндельбанд подчеркивал, что последние, со своей стороны, нуждаются в общих положениях, к-рые могут быть сформулированы корректно лишь в рамках "номотетических наук". Идиографические науки, не пользующие
ся Н. м., хотя бы в кач-ве подчиненного, рискуют впасть в релятивизм (неокантианцы называли его "историзм"). И наоборот, номо-тетические науки, не учитывающие границ своего метода и предлагающие его как единственно возможный, неизбежно впадают в "методологический натурализм". Эта т. зр., намеченная у Вин-дельбанда, была всесторонне развита в работах Риккерта, утверждавшего, что "методологический натурализм" возникает в силу того, что Н. м., или "генерализующий метод", праздную-' щий блестящую победу "именно в естественных науках", рассматривается в кач-ве "универсального метода" (3, 25]. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена Н. м., из этого нельзя делать вывод, что построение общих понятий "тождественно с научной работой вообще" [3, 25-26]. Согласно Риккерту, в науках, руководствующихся Н. м., постепенно вытесняется первоначальный тип отделения существенного от несущественного, для к-рого была характерна целостная т. зр.,- существенное в "генерализующих науках" совпадает с общим как таковым. Уничтожение всякой связи между объектами и ценностями, т. е. "свободное от ценностей" понимание действительности, неокантианцы считают существенно важной стороной Н. м., определяющей его своеобразие. С этим и связана, в частности, та особенность Н. м., что для него объекты выступают лишь как примеры общих родовых понятий, причем каждый из них может быть заменен в этой его функции др. "Только логическая цель генерализирования вытесняет и заменяет вместе с тем связь объектов с ценностями, на к-рой, вообще говоря, основывается различие существенного от несущественного, причем достигается это тем, что общее, как таковое, является вместе с тем существенным" [3, 51-52]. Отправляясь от такого понимания Н. м., Риккерт считал, что для социологии, цель к-рой - установление обществ, законов, этот метод явл. осн. и решающим. Ту же т. зр. разделял и ученик Риккерта М. Вебер, когда формулировал осн. понятия своей "понимающей социологии", стремясь отличить ее от исторической науки (4, 427-474, 527-565]. Однако в кач-ве историка, широко пользовавшегося привычными для него способами анализа и в области социологии, Вебер указывал на необходимость сочетания Н. м. с противоположным ему - идиографическим, индивидуализирующим. "Понимающий" аспект социологии Вебера также требовал достаточно широкого применения идиографического метода. Стремление наряду с Н. м. шире использовать и логически противоположный ему идиографический метод было характерно для послевеберовской нем. социологии в 20-е гг. Но в целом в зап. социологии, в особенности англо-амер. (но также и франц.), Н. м. по-прежнему остается осн. и ведущим.
Лит.: 1) Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904. 2) Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903. 3) Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. 4) Weber М. Ge-sammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tub., 1951.

Другие записи

10.06.2016. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД (или сравнит., кросскультурный, компаративный метод) - метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины…
10.06.2016. ПОНИМАНИЕ
ПОНИМАНИЕ - метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук ("наук о духе"); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях…
10.06.2016. ОБЪЯСНЕНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ - познавательно-аналитическая процедура, приобретающая ведущее значение в развитии естественно-научного знания Нового времени. Отправной точкой О. служит реальность; мышление человека раскрывает…
10.06.2016. НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. nomo-teteo - издавать законы, устанавливать законы) - способ познания, целью к-рого явл. установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений,…
10.06.2016. НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ - метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально-психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств,…