АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии

АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии - направление в зап. социологии, характеризующееся негативной реакцией его представителей на опред. тенденции внутр. развития и институционализации социол. дисциплины, оцениваемые ими как рез-т влияния позитивистской методологии и позитивистских представлений о науке и научности. В зап. социологии существует несколько разновидностей А. В конце 19 в. А. выражался в критике подхода к построению социол. знания по модели биологических наук ("организмическая" модель) и в отрицании возможности проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о "борьбе за существование" и "естеств. отборе". На этом этапе решающий импульс А. дали В. Виндельбанд, Риккерт и Дильтей, к-рые в противовес естеств.-научному "объяснению" культурно-исторической реальности предложили подход, предполагающий "понимание" смысла культурно-исторический явлений, образований и структур. Двигаясь в русле этой тенденции по пути создания "понимающей социологии", М. Вебер выдвинул принцип свободы от оценочных суждений в социол. исследовании, приверженность к-рому он и его сторонники рассматривали как условие научности социологии, по их мн. не отличающейся в этом пункте от наук о природе; критика этого принципа вылилась в новую форму А., сложившуюся (гл. обр. в Германии) в первой трети 20 в. В США с социол. А. в 30-40-е гг. идентифицировалось движение по пути развития "понимающей социологии", к к-рому в той или иной мере примыкали Блумер, Хьюз, Макайвер, Мертон, Пирсоне, Редфилд, Сорокин, Беккер и Знанецкий, а 10-15 лет спустя начали возникать столь радик. формы А., что мн. из социологов, долгие годы считавшиеся антипозитивистами, предстали в кач-ве "позитивистов"; причем возникновение этих форм происходило не без влияния европ. А., явно опережавшего амер. в смысле "радикализма". По мере того как социология, отказываясь от следования "частным" методам тех или иных естеств. наук, вырабатывала собственные методы удостоверения объективности своего знания, обеспечивавшие его научность, антипозитивисты стали выступать не против правомерности использования в социологии тех или иных естеств.-научных методов, а против ее претензии на объективность и научность вообще. Предметом критики со стороны А., развивавшегося на почве неогегельянски ориентированной социологии, как "левого" (неомарксизм), так и "правого" толка (напр., Фрайер [2]), стало свойственное научному познанию ясное и отчетливое различение субъекта и объекта познания. Сторонники А. в социологии считали, что подобное различение справедливо лишь для наук о природе, поскольку в науках об об-ве субъект и объект познания один и тот же - обществ, человек; и следовательно, различать (а не отождествлять) в социол. познании субъект и объект, стремясь к строгой объективности социального знания,- это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению. С наибольшей последовательностью это направление А. было развито неомарксистами франкфуртской школы. к-рые сами в свою очередь исходили из нек-рых положений ранней книги Лукача "История и классовое сознание", подвергнутых впоследствии критике самим ее автором. Рассматривая "объективизирующую" тенденцию "традиционной науки" как рез-т и орудие "капиталистического отчуждения", а позитивизм как "идеологию" этого отчуждения (и соответственно "некритическую апологетику" бурж. об-ва), Хоркхаймер, Адорно и Маркизе отказывали социологии в какой бы то ни было степени адекватности постижения об-ва; за нею они оставляли одну лишь идеологически-апологетическую, но ни в коей мере не познавательную функцию. Позитивизмом, закрывающим для социологии путь познания об-ва, объявлялась при этом уже сама ее тенденция отправляться от фактов, двигаясь по пути их аналитического обобщения; поскольку же вся "фактичность" капиталистического об-ва считалась "насквозь пронизанной" буржуазностью, постольку понятие "позитивист" оказывалось тождественным понятию "буржуазный идеолог" и А. представлялся идентичным "антибуржуазности". Франкфуртская версия А., разработанная в 30-е гг. как "критическая теория общества" (отличная от социологии тем, что она не хочет быть наукой), была воспринята "критической" леворадик. социологией, сформировавшейся на Западе в период с конца 50-х - по начало 70-х гг. Важным моментом этого процесса, рез-том к-рого было "узаконение" А. в зап. социологии в кач-ве мировоззренческой и методологической тенденции одного из ее направлений, стал "спор о позитивизме", разгоревшийся в 1961 г. на съезде социологов ФРГ, где с осн. докладами ("О логике социальных наук") выступили Поппер и Адорно (I]. В докладе Адорно были обобщены идеи франкфуртской версии А., с т. зр. к-рой позитивизм тождествен конформизму - приспособлению к бурж.-капиталистической "данности". Задачей же "критической теории", предложенной как последовательное выражение А., провозглашалось "спасение и восстановление" всего того, что не послушно бурж.-капиталистической "тотальности", противостоит ей или только еще образуется в кач-ве отрицающей ее силы. В начале 60-х гг. в , борьбу против позитивизма в социальных науках активно включается более молодое поколение франкфуртцев, прежде всего Хабермас. В отличие от А. старших представителей франкфуртской школы, А. Хабермаса [3] отмечен тенденцией использовать антипозитивистскую аргументацию более совр. фи-лос. течений, оказывавших возрастающее влияние на бурж. социологию,- феноменологии, экзистенциализма, герменевтики. Версия А., предложенная Хабермасом, с одной стороны, была несколько более умеренной, но, с др. стороны, претендовала на своеобразное объединение антипозитивистских тенденций на почве неомарксизма. Эта тенденция возобладала затем в рамках развивавшейся леворадик. социологии, в русле к-рой наряду с неомарксизмом значит, роль играли феноменологический, герменевтический и экзистенциалистский мотивы. С середины 70-х гг. проблема А. в социологии постепенно утрачивает свою актуальность.Лит.: 1) Adorno Th. W. и. a. Der Positivis-musstreit in der deutschen Soziologie. Neuwied, 1970. 2) Freyer Н. Soziologie als Wirklichkeitswis-senschaft. Lpz.; В., 1930. 3) Habermas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Materialien. Fr./M., 1970. 4) Lukacs D. Geschichte und Klas-senbewufltsein. Lpz.; В., 1923.

Другие записи

10.06.2016. НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии
НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии - общеметодологическая ориентация позитивистского плана, распространенная в амер. социологии. Н. возник в психологии в 30-е гг. 20 в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стала очевидной…
10.06.2016. ДИФФУЗИОНИЗМ
ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат diffu sio - разлитие, просачивание) - направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой обществ, развития процессы заимствования…
10.06.2016. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии-множество натуралистических теорий, признающих ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ, бытия, порядка, организации…
10.06.2016. ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- биологизаторские течения конца 19 - начала 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биологическим закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее…