АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии - одно из влиятельных направлений зап.-германской социологии, отправляющееся от филос.-антропологического представления об изначальной биологической "недостаточности" человека по сравнению с др. животными, компенсируемой средствами культуры, имеющей, т. обр., чисто биологические истоки. Возникло в русле филос. антропологии; в кач-ве своих основоположников имеет представителей филос. антропологии: Шелера (он же ее создатель), Плеснера, Фрайера, Гелена, Шельски и др. В ряде пунктов смыкается с социальной антропологией, однако в отличие от нее А. н. ориентировано не на изучение ранних форм социокультурной организации об-ва, а на исследование настоящего и перспектив совр. об-ва. Отправной пункт А. н. в социологии - сравнение человека с животным, на основании к-рого делается вывод об "особом месте" человека в природе (Шелер), о его "эксцентричности" (Плеснер) и "деятельностной сущности" (Гелен). Под деятельностью понимается "культурополагающее", т. е. имеющее своим рез-том возникновение культуры, изменение природы, превращаемой т. обр. в жизненную среду, адекватную человеку, не обладающему в достаточной мере "естеств." приспособленностью к природному окружению. Культура, согласно представлениям сторонников А. н, явл. "биологически необходимым процессом", поскольку человек вынужден "вводить в действие, в целях поддержания своей собственной сомнительной жизнеспособности, природу видоизмененную" [3, 18]. В понятие "заново сформированная природа" [3, 21] наряду с техникой и созданным с ее помощью предметным окружением человека представители А. н. включают "семью и брак", а также "социальные порядки". В социол. аспекте культура рассматривается как процесс "стабилизации" человека, к-рый в отличие от др. животных "не фиксирован" чисто природным образом (т. е. с помощью опред. структуры инстинктов), и "упорядочивания" его "избыточных" (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Главной социальной инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается "стабилизация" человека, явл. обществ, "институт" (система таких ин-тов). К ним относятся: учреждения, законы и нормы, вносящие порядок в человеческое поведение, обеспечивающие его определенность и предсказуемость, без к-рых невозможно человеческое общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных человеческих действий в процессе установления хозяйственного, политического, религ. и др. порядков [3, 23-24, 70-77]. Понятие ин-та (на рубеже 50-60-х гг. оно оказалось в центре внимания представителей ин-ституционалистского направления в амер. социологии, к-рое активно развивал Шилз) акцентируется с помощью тесно сопряженного с ним понятия "разгрузка". "Стилизуя" посредством ин-тов опред. формы человеческого поведения, обеспечивая их "модельную образцовость" и общеобязательность, культура освобождает ("разгружает") человека от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные жизненные решения в действительно уникальных ситуациях. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно Гелену, "институционально регулируемое поведение -(чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление - на гораздо более высоком уровне - утраченной (человеком) животной надежности инстинкта" [3, 68]. Среди ин-тов, образующих совр. цивилизацию, представители А. н. в социологии, начиная с Фрайера [2], особо выделяют высокотехнизированную индустрию. Этот "институт", как и все остальные, рассматривается ими как собственно человеческое порождение, в к-ром индивид должен "узнать" самого себя, свою сегодняшнюю "сущность" [1, 459]. Совр. техника выступает как "отчуждение" человека лишь в том случае, если она рассматривается с т. зр. устаревшего "образа человека", являющегося слепком со вчерашнего этапа развития его "сущности" (его ин-тов). Отправляясь от понятия ин-та,представители А. н. в социологии (в особенности Гелен и Шельски) критикуют совр. бурж. об-во, связывая нарастание в нем энтропийных ("хаотических") тенденций, возвращающих человека к его "фундаментальной ненадежности" и "хаосу влечений", с разрушением традиционных ин-тов, господствовавших в зап. цивилизации на протяжении более двух тысячелетий. Кон-^ цепции, разрабатываемые в рамках А. н., были восприняты теоретиками неомарксистски ориентированной лево-радик.социологии, парадоксальным образом сочетавшими признание основополагающих идей А. н. с критикой институционализации. В 70-е гг., по мере утраты леворадик. социологией своих позиций, в ФРГ нарастает влияние А. н. в социологии со свойственным ему интересом к антропологическому аспекту социальных отношений и позитивной роли обществ, ин-тов.

Лит.: 1) Schelsky Н. Auf der Suche nach Wirklichkeit. Dusseldorf; Koln, 1965. 2) Freyer Н. Gedanken zur Industriegesellschaft. Mainz, 1970. 3) Gehlen A. Antropologische Forschung. Zur Selbstbegegnung und Selbstentdeckung des Menschen. Reinbek bei Hamburg, 1977.

Другие записи

10.06.2016. ДИФФУЗИОНИЗМ
ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат diffu sio - разлитие, просачивание) - направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой обществ, развития процессы заимствования…
10.06.2016. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии-множество натуралистических теорий, признающих ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ, бытия, порядка, организации…
10.06.2016. ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- биологизаторские течения конца 19 - начала 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биологическим закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее…
10.06.2016. АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии
АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии - направление в зап. социологии, характеризующееся негативной реакцией его представителей на опред. тенденции внутр. развития и институционализации социол. дисциплины, оцениваемые…
10.06.2016. АНТИПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ концепция
АНТИПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ концепция - теория, отвергающая культ производительности, "экономоцентризм" и в той или иной мере "трудовую этику" (Тоффлер, Э. Шумахер, Гори, и др.). Истоки концепции А. восходят…