АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (этнология)

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (этнология) - раздел социологии, объектом изучения к-рого явл. примитивные и традиционные обществ, системы. Один из основоположников совр. А. с. Боас связывает формирование этой науки с именами древних авторов этнографических описаний (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн Батуты), с обобщающими идеями Ж.-Ж. Руссо, И. Шиллера и И.-Г. Гердера, с работами историка культуры Г. Клемма и социального историка Г. Вайца (19 в.). Становление А. с. как особой теоретической дисциплины со своим специфическим предметом и методологическим инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом, к-рую в начале 20 в. вела т. наз. "историческая школа" Боаса. Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса. Крупнейшим теоретиком, разработавшим филос.-исторические основы этой школы, был А. Кребер. Вплоть до второй мировой войны осн. чертой А. с. был холистический подход, согласно к-рому изучаемые об-ва рассматриваются как изолированные целостные феномены. В то же время были начаты кросс-культурные сопоставления отдельных ин-тов и структурных особенностей обществ. устройства (работы Малиновского и Радклиффа- Брауна). Радклифф-Браун, не без влияния идей Дюркгейма и не без пристрастия к организ-мическим параллелям, утверждал необходимость изучения об-ва как системы регулярных взаимодействий индивидов, живущих в физической среде и воздействующих на иое с помощью орудий и при посредстве культуры. Важными для А. с. явл. работы амер. антрополога Л. Уайта, посвященные анализу культуры как научной категории, отражающей особую область действительности, к-рая присуща лишь человеческому об-ву и имеет свои собственные законы функционирования и развития. Уайт провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизации, сущностным признаком обществ. жизни в целом, к-рый дает ключ к пониманию истоков всех ее проявлений. Подобное понимание задач А. с. было характерно и для Леви-Стросса, к-рый настаивал на том, что она представляет собой семиотическую науку. В фундаментальном исследовании "Мифологичное" дан конкретный анализ первобытных форм культуры, к-рые он рассматривал как механизм разрешения осн. противоречий человеческого существования и обществ, организации. С т. зр. Леви-Стросса, эмпирическая человеческая реальность вообще не структурна, и поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной социальной системы. Возможно лишь создать модели отдельных сторон этой системы, поддающихся структурированию и формализованному описанию. Однако др. представители структурной антропологии предпринимали попытки построить общие модели, включающие свойства различ. частных моделей (М. Фортес). Законченный вид такого рода моделирование получило в системном функционализме Парсонса и его учеников. Определяя место антропологии в ряду наук о человеке, Парсонс писал, что "круг интересов антропологии, по-видимому, включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности... Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к "простейшим обществам" [1, 362-363]. С т. зр. Парсонса, решающим параметром, отличающим примитивные об-ва от развитых, явл. степень их структурной дифференциации. В задачи А. с. входит и исследование процессов становления человеческого об-ва и культуры, дифференциации их от биологического контекста. Эти проблемы анализируются в трудах амер. антропологов И. А. Хеллоуэлла, П. Бохеннана, бельгийского исследователя Э. Вермирша и др. В 70-е гг. начался процесс слияния на теоретическом уровне А. с. и социологии и превращении их в единую науку о системах человеческого действия.Лит.: 1) Американская социология. М., 1972. 2) Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 3) White L. The science of culture. N. Y., 1949. 4) Radctiffe-Brown A. Structure and function in primitive society. L., 1952. 5) Le-vi-Strauss K. Mythologiques. P., 1964-1971.

Другие записи

10.06.2016. ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- биологизаторские течения конца 19 - начала 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биологическим закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее…
10.06.2016. АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии
АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии - направление в зап. социологии, характеризующееся негативной реакцией его представителей на опред. тенденции внутр. развития и институционализации социол. дисциплины, оцениваемые…
10.06.2016. АНТИПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ концепция
АНТИПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ концепция - теория, отвергающая культ производительности, "экономоцентризм" и в той или иной мере "трудовую этику" (Тоффлер, Э. Шумахер, Гори, и др.). Истоки концепции А. восходят…
10.06.2016. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии - одно из влиятельных направлений зап.-германской социологии, отправляющееся от филос.-антропологического представления об изначальной биологической "недостаточности"…
10.06.2016. АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ-методологическая установка, сформировавшаяся в период становления совр. этнологии или социокультурной антропологии. А. к. получила развитие гл. обр. в США, где ее родоначальником…