ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- биологизаторские течения конца 19 - начала 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биологическим закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. п. Центральная идея Д. с.- попытка доказать, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека. Любое социол. положение не должно противоречить естеств.-научным законам, управляющим человеческой природой. Но конкретный состав законов и их понимание не были неизменными в Д. с. и определялись не столько развитием биологии как науки, сколько социально-политическими симпатиями и устремлениями представителей этого направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, к-рые использовались для поддержки широчайшего спектра политических идей - от воинствующего консерватизма до анархизма и социализма. Еще до Дарвина Т. Мальтус и консервативные идеологи использовали тезис о "борьбе за существование" для обоснования принципов и объяснения механизма сохранения социальной иерархии путем правильного распределения в ней "наиболее приспособленных", т. е. для защиты теории об-ва, основанной на идее естеств. равновесия. Среди сторонников Д. с. немало представителей либеральных концепций. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществ, развитии и свободного от гос. вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.). Спенсер приписал экономической конкуренции ту роль, какую естеств. отбор играет в теории Дарвина. Идеи Дарвина о зачатках обществ, инстинкта у животных, об эволюционной полезности морального поведения и альтруистических кач-в как средств поддержания социальной солидарности (необходимого условия выживания рода) послужили основой др. либерального течения в рамках Д. с.- т. наз. "эволюционной этики" (в Англии: Л. Сте-фен, Э. Эванс, У. Клиффорд, У. Беджгот, Хобхаус и др.: в России сходные идеи развивал П. Кропоткин). По сути, это была социология, объединяемая задачей объяснить происхождение принципов и привычек нравственного поведения группы их полезностью для ее единения и выживания. Теоретически этот комплекс идей тяготел к спенсеровскому либеральному варианту органицизма. Средством измерения обществ. полезности морали (общечеловеческий аспект) и нравственности (групповой корпоративный аспект) стали потребности социального организма, а не утилитаристское исчисление своекорыстных интересов, сталкивающихся на свободном рынке. Это подразумевало историческое и социол. исследование роли морали, а также отрицание абсолютных кодексов нравственности, применимых в каждом историческом об-ве. Прогресс нравственности стал социальным эквивалентом процесса естеств. отбора, "научно" доказывающего, что мораль не только желательна, но и необходима. Вместо экономической "приспособленности" мерой эволюционной ценности у этой ветви Д. с. стала моральная и интеллектуальная "приспособленность", соответственно к-рой мыслилась и новая социальная иерархия. Среди защитников либеральной демократии в Д. с. Беджгот особенно подчеркивал культурный, а не индивидуальный характер отбора из социальных вариаций, к числу к-рых относились также новые технологии, открытия, новые политические ин-ты и т. п. Только об-ва, допускающие известную степень интеллектуальной свободы, открывают путь социальным вариациям - материалу, из к-рого черпает эволюция, к-рая и возможна только благодаря расширению сферы морального выбора, не подлежащей вмешательству гос-ва. Эти построения имели целью доказать, что отбор по критерию социальной полезности демократических ин-тов и соответствующей политической практики - гарантия эволюционного прогресса и что либеральный взгляд на мир как на группу мирно соревнующихся гос-в обоснован. Физическая борьба за выживание понимается как явление, характерное только для примитивных об-в и вытесняемое на поздних стадиях эволюции культурным соревнованием, а право - как высочайшее выражение морального инстинкта человечества, а тем самым и эволюционного развития. Идеи моральной эволюции использовало также социалистическое течение в Д. с. (итальянец Э. Ферри "Социализм и позитивная наука" (1894), англ. социал-реформист Р. Макдональд, фабианцы и др.). Это направление подчеркивало относительность понятия "выживание наиболее приспособленных" и его зависимость от характера социума: в эксплуататорском об-ве к числу "наиболее приспособленных" принадлежал бы самый хищный эгоист, социализм же как будущее об-во высшей морали и рациональности должен вести к тому, что "наиболее приспособленными" окажутся морально лучшие люди, причем не обязательно из "высших" классов. Особо подчеркивается, что этого рез-та нельзя достичь путем грубой природной "борьбы за существование". Самые реакционные варианты Д. с. связаны с расизмом (Вольтман - Германия, Ж. Лапуж - Франция и др.). Эти концепции искали прямую связь физических черт рас с культурными и нравственными различиями между ни
ми, пытаясь доказать, будто расовое и классовое неравенство порождены природными, а не социальными законами. Но и в этом пункте Д. с. не однозначен. В Англии основатель евгеники Ф. Гальтон использовал идею разделения об-ва на "приспособленных" и "неприспособленных" для атаки на аристократические привилегии. С его т. зр., аристократия, имея высокий социальный статус по рождению, а не по личным достоинствам, поощряет развитие праздного и "непродуктивного" типа человека. Инстинктивистское течение в Д. с. считало расу и нацию продуктом и некоего духовного единства и коллективной исторической памяти. Концепция инстинкта охватывала и "групповой разум" (У. Мак-Дугалл), в к-ром инстинкт в ходе эволюции облагорожен интеллектом, и феномены "толпы", "орды" и проч. (У. Троттер, Лебон, Г. Уоллес и др.). Либералы видели в понятии инстинкта лишь средство смягчения чрезмерно рационалистических, утилитарных теорий социального действия. В осн. же понимание инстинкта как выражения иррационального в коллективном поведении в Д. с. было основой для рассуждений о роли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции, для критики демократии - как наиболее благоприятной среды для проявления инстинктов. В наст. время по сравнению с концом 19 - началом 20 в. влияние идей Д. с. существенно снизилось. Тем не менее мн. идеи Д. с. (как, напр., идеи социокультурной адаптации, отбора и др.) имеют не только исторический интерес. Они живут в функционализме, социобиологии, сравнительной этологии.

Лит 1) История буржуазной социологии XIX-начала XX в. М„ 1979. Гл. 4. 2) Hofstadter R. Social darwinism in american thought. N. Y., 1959. 3) Jones G. Social darwinism & eng-lish thought. Brighton (Sussex), 1980.



Другие записи

10.06.2016. НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ - термин, с 50-х гг. 20 в. применяемый в англоязычном обществоведении для обозначения разных вариантов ревизии идей классического эволюционизма 19 в. Выделяют три гл. вида Н.: неодарвинизм…
10.06.2016. НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии
НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии - общеметодологическая ориентация позитивистского плана, распространенная в амер. социологии. Н. возник в психологии в 30-е гг. 20 в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стала очевидной…
10.06.2016. ДИФФУЗИОНИЗМ
ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат diffu sio - разлитие, просачивание) - направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой обществ, развития процессы заимствования…
10.06.2016. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии-множество натуралистических теорий, признающих ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ, бытия, порядка, организации…