ДИФФУЗИОНИЗМ

ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат diffu sio - разлитие, просачивание) - направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой обществ, развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в др. Д. складывался в начале 20 в. как реакция на крайности эндогенистского эволюционизма, объяснявшего развитие об-в исключительно их внутр. свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Д., напротив, предпочитал экзогенистские теории и сделал центральными проблемы культурных нововведений как рез-тов внешних влияний и каналов, по к-рым эти влияния передаются и внедряются в данную социо-культурную единицу. В поле зрения Д. в первую очередь такие средства распространения чужой культуры, как завоевания, торговля, колонизация и миграции, добровольное подражание, и лишь на втором плане - внутрисистемные факторы развития. Д. смягчал влиятельные тогда социал-дарвинистские и биоэволюционные уподобления об-в •конкурирующим организмам, вытесняющим друг друга. Диффузия культуры, не имеющая аналога в биологической эволюции, подразумевает сотрудничество между об-вами, способность исторических "конкурентов" учиться друг у друга. Из социол. теорий предшественниками Д. были теории подражания (Тард, У. Беджгот и др.), сводившие обществ, развитие к последовательности изобретений и заимствований. Можно выделить три осн. варианта Д.: (1) "инвазионизм" (от англ. invasion - вторжение), к-рый рассматривал крупные социокультурные изменения как последствия вторжения в изучаемую культуру племен и мигрантов, принесших более высокий уровень культуры и техники; (2) теории культурного центра (Э. Смит и др.), изображающие процесс распространения культуры в виде последовательных волн рассеяния своего рода миссионерских элит из общей колыбели цивилизации, на роль к-рой, напр., выдвигали Шумер или Древний Египет. Чем дальше от центра происхождения изучаемая область, тем более размыты и вырождены в ней черты первоначальной цивилизации. Эти теории в ряде моментов сходны с совр. европоцентристскими теориями модернизации развивающихся стран; (3) теория культурных кругов или областей (Ф. Гребнер, Фробениус и др.). Этот вариант Д. предполагал такое решение спора с эволюционизмом, к-рое включало схемы последнего в объяснения исторических процессов. Для совр. зап. социологии характерно стремление ввести Д. и эволюционизм в общие теоретические рамки, объединить их положения, когда-то казавшиеся противоположными. Подходы Д. сохраняют значение для более частных тем: объяснений модернизации с помощью культурных контактов, процессов внедрения конкретных хозяйственных или научных нововведений, процессов аккультурации иммигрантов и т. д. Одна из близких старому Д. задач совр. зап. социологии и антропологии - сравнительное исследование культурных черт с целью установить, какие из них легче проникают в иные культурные миры, степень независимости изобретений и инноваций, а также пути усвоения новых черт чужими культурами.Лит.: 1) Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978. 2) Smith A. D. The concept of social change. L., 1973.

Другие записи

10.06.2016. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
ИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interaction-взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в совр. зап. социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся на анализе социальных…
10.06.2016. РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - реакционное течение в зап. социологии второй половины 19-начала 20 в.; разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли. Осн. положения…
10.06.2016. НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ - термин, с 50-х гг. 20 в. применяемый в англоязычном обществоведении для обозначения разных вариантов ревизии идей классического эволюционизма 19 в. Выделяют три гл. вида Н.: неодарвинизм…
10.06.2016. НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии
НЕОБИХЕВИОРИЗМ в социологии - общеметодологическая ориентация позитивистского плана, распространенная в амер. социологии. Н. возник в психологии в 30-е гг. 20 в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стала очевидной…