“КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ”

"КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" ("критическая теория общества") - название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии и социологии вообще. Название "К. т. о." предложено Маркузе, а термин "К. т." введен Хоркхаймером, к-рый в статье "Традиционная и критическая теория" [2] охарактеризовал осн. ее черты, противопоставив "К. т." всей предшествующей науке. В кач-ве представителей критикуемой Хоркхаймером "традиционной теории" фигурирует М. Вебер и Маннгейм. Осн. упрек со стороны "К. т." в адрес "традиционной теории", выдвигаемый неомарксистами, заключается в том, что, по их мн., социология ошибочно предполагает существование познавательной ситуации, когда могут противопоставляться "мысленно сформулированное значение" и исследуемые "обстоятельства дела"; теоретические представления и "чистое" восприятие обстоятельств. Эта т. зр., базирующаяся на противопоставлении субъекта и объекта в процессе социального познания, квалифицируется Хоркхаймером как совершенно "некритическая", поскольку она не учитывает того, что об-во представляет собой тождество субъекта и объекта, а их разрыв - это исторически условное и преходящее выражение "капиталистического отчуждения", к-рое "идеологизируется" в "традиционной теории" и "буржуазном" принципе научности. Требования К. т., сформулированные Хоркхаймером в противоположность "традиционной теории", сводятся к следующему: а) осознание ограниченности любой специализированной деятельности, в т. ч. познавательной, учитывая, что любая деятельность лишь часть целостного исторического "праксиса", внутри к-рого она возникает и в нем "снимается"; б) исследование в кач-ве предмета социальных наук всей системы взаимоотношений об-ва и природы, входящей в понятие "праксис"; в) рассмотрение в кач-ве познающего субъекта не обособленного индивида, а "обществ, человека"; признание того, что для "обществ, субъекта" познаваемый предмет уже не представляет собой нечто "внешнее", "объективное", а явл. продуктом его деятельности. Согласно Хоркхаймеру, предмет может представать как нечто "объективное" лишь в рамках бурж. формы сознания, раздваивающей "тотальность праксиса" на обособленные друг от друга "субъект" и "объект". Независимо от того, к какому варианту "снятия" противоположности субъекта и объекта - "фрейдо-марксистскому" (Фромм) или "хайдеггер-марксистскому" (Маркузе) и т. д.- тяготеет тот или иной теоретик франкфуртской школы, этот комплекс исходных "лево"-неогегельянских представлений сохраняется. Первоначально представители "К. т." решительно противополагали ее как философии истории, так и социологии, однако позже предприняли ряд шагов, способствовавших превращению "К. т." в своеобразную философию истории [3, 5], стали более активно обращаться к данным конкретных социол. исследований [I]. Эта тенденция облегчила сближение "К. т." с "традиционной" социологией, установление компромисса между ними, следствием чего и было возникновение "критической социологии". По мере того как критическая социология вбирала в себя постулаты "К. т.", стремясь сохранить при этом статус социол. науки, необходимость обособленного существования "К. т." постепенно отпадала. Нек-рые аргументы "К. т.", направленные против "овеществляющего объективизма" традиционных социол. методов познания, в защиту тезиса о необходимости "преодоления отчуждения" субъекта социол. познания от его объекта, воспроизводятся в феноменологической и экзистенциалистской социологии, что дает основание для объединения их вместе с "К. т." в рамках одной и той же "гуманизирующей" социол. ориентации. Поскольку "К. т." оказалась связанной с судьбой критической леворадик. социологии, она начала утрачивать свое влияние во второй половине 70-х гг. (в первую очередь в США) по мере общего спада леворадик. тенденций в зап. социологии.
Лит.: 1) Luckacs G. Geschichte und Klassen-bewusstsein. В., 1923. 2) Horkheimer М. Traditio-nelle und Kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozial-forschung. 1937. Jg. VI N. 1. 3) Marcuse G. Philosophic und kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozial-forschung. 1937. Jg. VI. N 2. 4) Horkheimer М., Adorno Th. V. Dialektik der Aufklarung. Philo-sophische Fragmente. Amsterdam, 1947. 5) Marcuse Н. Eros and civilisation. Boston, 1955.


Другие записи

10.06.2016. НЕОМАРКСИЗМ
НЕОМАРКСИЗМ - течение зап. социально-филос. мысли, представители к-рого, интерпретируя философию Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", экзистенциализма и структурализма, выступают…